История естествознания
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 128
Презентация для классов "История естествознания" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Тема 2 История естествознания Вопросы: 1. Этапы развития естественнонаучного мышления. 2. Особенности науки ХХ- начала ХХI века.
Когда возникает наука? 1 подход. Наука возникла: вместе с возникновением человеческого сознания; во время отделения сознания от действия с предметом; с формированием раннеклассового общества, когда складывается письменность; со всплеском культуры античного греческого общества; в средневековье с распространением письменности и организацией первых форм образования; когда созданы первые естественнонаучные теории.
Когда возникает наука? 2 подход. Развитие познания носит непрерывный характер. Между наукой и донаучным знанием чисто количественное различие. Наука порождается через деятельность героев-одиночек. Существует резкое отличие научного и донаучного знания. История познания есть процесс зарождения и смены определенных целостных познавательных образований.
Когда возникает наука? Традиции изучения истории науки: Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком современности. Антикваризм - желание восстановить картины прошлого в их внутренней целостности, без отсылок в современность. Обе традиции имеют свои положительные и отрицательные стороны.
Античность Появление первых рациональных концепций об устройстве мира относят к У1 до н.э 1. Объединение всех сведений о природе в рамках философии. 2.Мир в качестве объекта теоретического рассмотрения представал как целостность;
Античность 3. Природа «фюсис» мыслилась через противопоставление её неприродному, искусству («технэ») 4. Основное содержание античных концепций - поиск первоначал. Природа - есть то, что имеет причину своего существования в себе. 5. Умосозерцание природы - наиболее адекватный путь к истине. Разработаны специальные интеллектуальные процедуры: рефлексия и доказательство.
Средневековье Ценностно-эмоциональное отношение к миру доминировало над познавательно-рациональным.
Средневековье 2. Путь к истине - акт веры, открытие фундаментального различения добра и зла. 3. Объяснения имели телеологический характер 4. Стремление опереться на авторитеты, подозрительное отношение к новизне и нововведениям.
Средневековье 5. Слово выступало в роли конституирующего принципа бытия любого предмета. 6. Символический характер мышления о природе. Познавательный акт был направлен не на выявление объективных свойств объектов, а на осмысление их символических значений.
Средневековье Лечение вдавленных переломов черепа у детей: вправление вдавленной в мозг теменной кости (миниатюра из рукописи "Хирургия" Роже Фругарди, начало XIV века, Франция). 7. Природа - средство, инструмент, реализующий внешнюю для себя цель.
Возрождение Вера в божественный произвол и телеология как учение о божественной целесообразности подвергаются сомнению В центре внимания отношение человека к природе, отношения человека к Богу и самому себе стали выступать как производные. Происходит отождествление понятий «познание истины» и «исследование природы».
Наука Нового времени Нацеленность на объективность Опора на опыт Использование для описания природы математического языка Отказ от аксиологической ориентации в познании физического мира На передний план выходит потребность в накоплении объективного знания о мире Предметом естественнонаучного познания являются природные явления, полностью подчиняющиеся механическим закономерностям
Наука Нового времени Происходит признание социального статуса науки создаются Академии наук; открываются обсерватории современного типа; открываются крупные музеи; создается сеть крупных государственных библиотек.
Наука Нового времени 8. Внешность вещи - истинная реальность, в отношении которой слово выступает средством ее представления 9. Исследование природных объектов приводит к дифференциации наук
Классическая наука признание абсолютно достоверных истин и абсолютно достоверного знания любая теория исчерпывающим образом описывает свойства реальности на базе строго однозначных законов использование математических методов моделирования реальности и эксперимента как основных способов научного познания описываются свойства объектов вне их отношения к тем приборам, с помощью которых обнаруживаются эти свойства
Особенности науки ХХ-ХХI века Формируется образ неклассической науки: Научный факт является не отображением реальности самой по себе, а результатом взаимодействия познающего субъекта и активной природы. Результат наблюдения зависит от типа познавательной активности.
Неклассическая наука признание того, что истинность теорий относительна признается равноправие нескольких различающихся теоретических подходов к описанию одного и того же круга физических явлений; в квантовой механике учет условий наблюдения неотъемлем от самой теоретической постановки проблемы; принципиально вероятностный характер квантовой механики; отказ от наглядности; усложнение языка теории и все более высокая математизация физической теории.
Особенности науки ХХ-ХХI века 2. Невозможность создать наглядную модель современных фундаментальных физических представлений. Примеры: Квантово-волновой дуализм; Представление об относительности пространства и времени;
Особенности науки ХХ-ХХI века 3. Современную науку называют «большой наукой» Основные открытия в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира: Астрономия: концепция Большого взрыва и расширяющейся Вселенной; Теория относительности: относительность пространства и времени. Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.
Особенности науки ХХ-ХХI века Основные открытия в естествознании, складывающие современную естественнонаучную картину мира (продолжение): Синергетика: становление новых структур в неживой природе. Кибернетика: управление в живой и неживой природе. Биология: модели происхождения и эволюции жизни. Экология: взаимодействие живого со средой обитания. Социобиология: соотношение биологического и социального.
Особенности науки ХХ-ХХI века 4. Коренной переворот во взаимоотношениях науки и практики. Познание с неизбежностью перерастает в технологию.
Особенности науки ХХ-ХХI века 5. Проблема «наука и мораль» В современной науке исчезает разграничение опасности и безопасности внутри исследовательского процесса.
Особенности науки ХХ-ХХI века 6.Дифференциации и интеграции знания Интеграция научных знаний (от латинского «integer» целый, восстановленный) - восстановление, объединение, восполнение целостного знания из ранее раздробленных частей и элементов. Дифференциация (от differentia - от fere – несу, уношу) - разделение знания на части, ступени, уровни; дробление классических наук на отдельные области.
Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века 7. Формирование постнеклассической науки: выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований. формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
Особенности науки рубежа ХХ-ХХI века 4. результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; 5. нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек; 6. современные способы описания объектов предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).