Государственная дума и развитие парламентаризма в России
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 292
Презентация для классов "Государственная дума и развитие парламентаризма в России" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Современные представительные органы власти так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытнообщинным отношениям. В последствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства Киевской Руси и ряде других раннефеодальных государственных образований. Древнерусское вече.
Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов – Земские соборы. На Земских соборах принимались законы, решались вопросы об объявлении войны и заключении мира. Земский собор. В XVI – XVIII веках в странах Западной Европы сословно представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты. В России развитие ее государственности пошло по другому пути , который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха. Петр I «Император и Самодержавец Всероссийский»
В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 году при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет. Другое предложение Сперанского - о создании выборного законодательного органа – Государственной Думы – не было поддержано царем и его окружением. В эпоху «Великих реформ» Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. В этих учреждениях стали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из этих земств, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы. М. М. Сперанский.
Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года, в разгар первой русской революции. Самодержавие было вынуждено пойти на уступки революционным и либерально-демократическим силам, что бы сбить революционный накал в стране. 6 августа 1905 г. Вышел Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы. Император Николай II
Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной Думы Основные вопросы и направления деятельности 24 апреля – 8 июля 1906 г. Кадеты – 161; трудовики – 97; мирнообновленцы – 25; с.-д. – 17; партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов: польское коло – 32; эстонская группа – 5; латышская группа – 6; группа западных окрин – 20; литовская группа – 7. Всего: 499 депутатов Председатель – С.А.Муромцев (кадет) Проблема создания «ответственного перед Государственной Думой министерства» 2) Центральный вопрос – аграрный. Все откланено верховной властью и Государственная Дума распущена.
Время работы Партийно-политический состав Руководство Государствен- ной Думы Основные вопросы и направления деятельности 20 февраля – 2 июня 1907 г. Трудовики – 104; кадеты – 98; с.-д. – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; партия демократических реформ – 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17 Всего: 518 депутатов. Председатель – А.Ф.Головин (кадет) Центральный вопрос - аграрный. (проекты кадетов, трудовиков, с.-д.) Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы; Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г. И введен в действие новый избирательный закон.
Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной Думы Основные вопросы и направления деятельности 1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г. Октябристы – 136; националисты – 90; правые – 51; кадеты – 53; прогрессисты и мирнообновленцы - 39; с.-д. – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26. Всего: 442 депутата. Председатели: Н.А.Хомяков (октябрист, 1907-1910); А.И.Гучков (октябрист, 1910-1911); М.В.Родзянко (октябрист, 1911-1912) Утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910г.) Принято рабочее законодательство Ограничена автономия Финляндии.
Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной Думы Основные вопросы и направления деятельности 15 ноября 1912 – 6 октября 1917г. Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты - 48; С.-д. -14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21. Всего: 442 депутата. Председатель: М.В.Родзянко (октябрист, 1912-1917) Поддержка участия России в первой мировой войне Создание в думе т.н. «Прогрессивного блока» (1915) и его конфронтация с царем и правительством.
В результате последовавшей активизации законотворчества Думой были приняты: федеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса – экономической конституции страны, правовой основы рыночных отношений; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы. В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод. Впервые на законодательном уровне были урегулированы вопросы: заключения, исполнения и прекращения международных договоров России; участия Российской Федерации в международных миротворческих акциях; оперативно-розыскной деятельности.
К несомненному успеху Думы можно отнести введение в нормальное русло бюджетного процесса в стране. Федеральный бюджет на 1996 год был принят Думой до начала финансового года, а не после, как было многие годы до этого. В сфере природопользования и охраны окружающей среды важную роль сыграло принятие закона об экологической экспертизе. Во всех сферах правового регулирования, которые затрагивались депутатами, решалась задача приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией России. За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие. Дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту, структурированному по партийному признаку.
№ Депутатские объединения Кол-во депута- тов Руководитель 1. Фракция КПРФ 149 Зюганов Г.А. 2. Фракция «Наш дом - Россия» (НДР) 65 Беляев C.Г, 3. Фракция ЛДПР 51 Жириновский В.В. 4. Фракция «ЯБЛОКО» 46 Явлинский Г.А, 5. Депутатская группа «Российские регионы» 42 Сопредседатели: Абдулатипов Р.Г., Лысенко В.Н., Медведев В.С., Медведев П.А., Морозов О.В., Чилингаров А.Н.
Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу. Среди них федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации». Вступили в силу крупные кодифицированные акты: вторая часть Гражданского кодекса; первая часть Налогового кодекса; Бюджетный кодекс; Уголовный кодекс; Уголовно-исполнительный кодекс; Лесной кодекс; Воздушный кодекс; Градостроительный кодекс; Кодекс торгового мореплавания. Основные итоги: 6. Депутатская группа «Народовластие» 37 Рыжков Н.И 7. Аграрная депутатская группа 35 Харитонов Н.М. 8. Депутаты, не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения 25
Большое значение для страны имело принятие ряда федеральных законов. В сфере государственного строительства: «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»; «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В сфере обороны и безопасности: «Об обороне»; «О статусе военнослужащих»; «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». В финансово-экономической сфере: «О рынке ценных бумаг»; «О переводном и простом векселе»; «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
№ Депутатские объединения Кол-во депута- тов Руководитель 1. Фракция КПРФ 95 Зюганов Г.А 2. Фракция «Единство» 81 Грызлов Б.В, 3. Фракция «Отечество – вся Россия» (ОВР) 43 Примаков Е.М 4. Фракция «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» (СПС) 33 Кириенко С.В 5. Фракция «ЯБЛОКО» 21 Явлинский Г.А 6. Фракция ЛДПР 17 Лебедев И.В 7. Депутатская группа «Народный депутат» 58 Райков Г.И 8. Депутатская группа «Регионы России» 40 Морозов О.В 9. Агропромышленная депутатская группа 35 Харитонов Н. 10 Депутаты, не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения 17
Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 8 кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации. В число подписанных Президентом федеральных законов входит 156 принятых законов о ратификации международных договоров и соглашений. Основные итоги деятельности:
Принятые законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны. В сфере государственного устройства были приняты федеральные конституционные законы: «О Государственном гербе Российской Федерации»; «О Государственном флаге Российской Федерации»; «О Государственном гимне Российской Федерации»; «О военном положении»; «О чрезвычайном положении»; «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и другие. Другие принятые Думой законы были направлены: на снижение административного бремени на сферу предпринимательства; укрепление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; развитие ипотеки; создание наиболее благоприятных условий для малого бизнеса; формирование системы гарантирования вкладов физических лиц в банках. Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава государства активно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в Думу ряд ключевых законопроектов: о ратификации стратегически важных для России договоров и соглашений; о государственной символике; о политических партиях; о системе государственной службы; о гражданстве и целый ряд других.
№ Депутатские объединения Кол-во депута- тов Руководитель 1. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 300 Грызлов Б.В. 2. Фракция КПРФ 52 Зюганов Г.А. 3. Фракция ЛДПР 36 Лебедев И.В. 4. Фракция «Родина» 36 Глазьев С.Ю. Рогозин Д.О. 5. Депутаты, не состоявшие в зарегистрированных депутатских объединениях 23
Основные итоги деятельности: Основным приоритетом деятельности Думы четвертого созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны: рост экономики; борьба с бедностью; модернизация системы обороны и безопасности. Внесены изменения в федеральные конституционные законы: «О Конституционном суде Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В новой редакции был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Другой принятый закон, прямо касающийся обеспечения конституционных прав и свобод граждан, – это Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вклад в развитие парламентаризма В период деятельности Государственной думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Конституцию Российской федерации были внесены поправки о том, что Правительство Российской федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам , поставленным Государственной Думой. В соответствии с этой конституционной нормой Представитель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в апреле 2009 г. Впервые выступил с годовым правительственным отчётом перед депутатами и ответил на их вопросы. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление. № Депутатские объединения Кол-во депута- тов Руководитель 1. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» 315 Грызлов Б.В. 2. Фракция КПРФ 57 Зюганов Г.А. 3. Фракция ЛДПР 40 Лебедев И.В. 4. Фракция «Справедливая Россия» 38 Левичев Н.В,
В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном, местном. Это обусловлено прежде всего тем, что заложенные в современной российской Конституции принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и принцип самостоятельности этих властей распространяются на все органы государственной власти в РФ. Поэтому законодательные органы субъектов РФ можно с полным основанием рассматривать как региональные парламенты в современной России. В целом к исключительным полномочиям каждого регионального парламента относится принятие законов регионального уровня. Исполнительная либо судебная ветви региональной власти вправе в установленном законодательством порядке выдвинуть обоснованные возражения против любого закона, принятого региональным парламентом. Исполнительная и судебная власти в регионах действуют на основании законов , принимаемых федеральным и региональным парламентами, что само по себе является крупным достижением современного российского парламентаризма. СОВРЕМЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ ВЛАСТИ В РФ