Право пользования недрами
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 144
Презентация для классов "Право пользования недрами" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Курс РАЦИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПОИСКОВ ГЕОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕКНИ МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (часть I) Лекция УПРАВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯМИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Автор: к.г.-м.н., доцент Домаренко Виктор Алексеевич ТОМСК 2010 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Таблица Исторические этапы развития горного права России Этап Период Основные источники права Основные государственные исполнительные органы I XV в. -1719г. Именные царские грамоты Приказ большой казны, Приказ большого двора, Сибирский приказ, с 1700 года Приказ рудокопных дел и Сибирский приказ 1719-1806гг. Берг-привилегия ( 17 19); Берг-регламент (1739) Берг-коллегия (1719-1720, 1722-1731, 1742-1775, 1796-1806), Берг-мануфактур-коллегия (1720-1722), Камерц-коллегия (1731-1736), Генерал-берг-директориум (1736-1942), губернские казенные па латы (1775-1796) III 1806-1832гг Горное положение (1806) Горный департамент Министерства финансов (1806— 1811) Департамент горных и соляных дел Министерства финансов (с 1811 г.)
IV 1832-1918гг. Горный устав (1832) Департамент горных и соляных дел Министерства финансов (1832-1862), Горный департамент Мини стерства финансов (1862-1874), Горный департамент Министерства государствен ных имуществ (1874-1905), Горный департамент Министерства торговли и про мышленности (1905-1918) V 1920-1976гг. Декрет «О недрах земли» (1920), Горное положение СССР (1927) Комитеты и управления ВСНХ: горный (1919-1932), геологический (1919-1929), металлической промышленности (1919-1932), топливный (1921-1929); Народные комиссариаты: тяжелой промышленности (1932-1946), цветной металлургии (1939-1946), топливной промышленности (1936-1946), строймате риалов (1939-1946), нефтяной промышленности (1939-1946); Минчермет СССР (с 1946 г.), Минцветмет СССР (с 1946 г.), Минуглепром СССР (с 1948 г.), Минстрой-материалов СССР (с 1946 г.), Миннефтепром СССР (с 1946 г.), Мингазпром (с 1965 г.); Госгортехнадзор СССР (с 1954 г.); Министерство геологии СССР (1946-1953), Мини стерство геологии и охраны недр (1953-1963), Мингео СССР (с 1965 г.)
VI 1976-1992гг. Основы законодательства СССР и союзных республик о недрах (1976) Министерство геологии СССР; Госгортехнадзор СССР; Минчермет СССР, Минцветмет СССР, Минуг лепром СССР, Миннефтепром СССР, Мингаз пром СССР, Минстройматериалов СССР, Ми-нудобрений СССР (с 1981 г.) VII С 1992 года Закон РФ «О недрах» (1992) Комитет по геологии и минеральным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РФ (1992-1994), Комитет РФ по геологии и использова нию недр (1994-1996); Министерство природных ресурсов РФ (с 1996 г.); Госгортехнадзор России (с 1992 г.); Министерство топлива и энергетики (1992-1999), Министерство энергетики (с 2000 г.)
1. Государственное регулирование отношений недропользования Государственное регулирование охватывает отношения, возникающие между государством и экономическими субъектами при пользовании недрами для регионального геологического изучения недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений (не связанных с добычей полезных ископаемых), охраны геологических заповедников и сбора геологических коллекционных материалов. Цель регулирования - обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы, ее рациональное использование и охрану недр.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», в границах ее территории недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Законом предусмотрено разграничение компетенции федеральных органов власти, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В компетенцию федеральных органов государственной власти и государственного управления Российской Федерации, в частности, входят: -разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
-определение и реализация федеральной политики недропользования; -распоряжение недрами континентального шельфа РФ; -установление общего порядка пользования недрами; государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; -государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и иных целей, ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; защита прав пользователей недр и интере сов граждан РФ;
-разрешение споров между субъектами РФ по вопросам пользования недрами; -заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр; -государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. -заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр; -государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов в сфере регулирования отношений недропользования включает: -распоряжение государственным фондом недр, кроме уча стков, находящихся в исключительном ведении РФ; -определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, а также утверждение договоров об условиях раздела продукции. суверенитета.
К участкам недр федерального значения относятся объекты, служащие для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета.
Соглашения (договора) о разделе продукции заключаются Правительством и органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, с инвесторами и устанавливают правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. В соответствии с соглашением о разделе продукции и выданной лицензией инвестору удостоверяется его право пользования участком недр, право разработки месторождения. Одновременно с этим государство передает инвестору во владение и пользование имущество, в том числе горное, имеющееся на участке недр.
Статья 9 указанного закона определяет также, что инвестору на праве собственности принадлежит компенсационная продукция и установленная в соглашении его доля прибыльной продукции. Получив такие права собственности, имущественные права и права на эксплуатацию месторождений, инвестор стремится обратить вкладываемые им инвестиции для получения прибыли. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть представлено на условиях раздела продукции, устанавливается федеральными законами. . Закон "О соглашениях о разделе продукции", принятый в России, распространяет концессионный способ хозяйствования только на объекты недропользования.
В компетенцию органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ входят: -принятие и совершенствование законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ о недрах; -разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; -определение форм и размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;
-установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения; -лицензирование (разрешение) видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения; -государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием недр и их охраной в соответствии с установленным порядком; -создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в проведении операций по недропользованию.