Социальный прогресс
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 240
Презентация для классов "Социальный прогресс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
древнеримский философ и поэт Тит Лукреций Кар в работе «О природе вещей» употребил выражение «прогрессум сум» - поступательное движение вперед.
Направления развития общества Глобальный, всемирно-исторический процесс движения человеческого общества от дикости к вершинам цивилизации на всем протяжении исторического времени называется социальным прогрессом. Регресс – это локальный процесс, охватывающий небольшие промежутки времени, характеризующийся возвращением к предыдущему уровню.
Виды социального прогресса Реформа частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни осуществляется «сверху» Различают по сферам: экономические, политические, социальные, в области культуры. Различают по направленности движения: прогрессивные и регрессивные Революция полное изменение всех сторон общественной жизни, ведущее к смене общественной системы осуществляется «снизу» неолитическая, промышленная, НТР, буржуазная, социалистическая
Факторы, повлиявшие на развитие человека и общества Технический прогресс – совершенствование орудий труда и техники. Социальный прогресс – развитие общества, его культуры и экономики, государства и политики, труда и быта. Климатические условия
О чем свидетельствуют данные факты? Воздушный шар (1783 г.) Воздушный корабль (1852 г.) Дирижабль (1898 г.) Полет на первом самолёте (1903 г.) Вертолёт (1939 г.) Выход в космос (1961 г.)
НТР и НТП НТП создание и внедрение новой техники и технологии производства, новых материалов, новых видов энергии, новых методов организации и управления производством, повышение квалификации работников, другие качественные совершенствования производства. НТР характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается перестройкой организации труда и производства.
Критерии прогресса Просветители В развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Социалисты-утописты Оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Георг Гегель Связывал прогресс со степенью сознания свободы. Карл Маркс развитие производительных сил (прогрессивными являются те социальные отношения, которые соответствуют уровню производительных сил, открывают простор для развития человека) Универсальные критерии - способность человечества противостоять энтропии (нарастающее ослабление связей между элементами системы), саморазрушению; - увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновациям; - степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.
антипрогрессизм Учение, отвергающее идею прогресса в общественном развитии: Дж. Вико рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов. Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби утверждали представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ, каждое из которых проходит фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. К. Поппер понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории.
Законы общественного развития Общество прошло длительный путь своего развития. Самым продолжительным временем был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет, земледельческая цивилизация длилась 5 000 лет, индустриальная эпоха – лишь пятое столетие (закон ускорения истории). В то время, когда в Европе и США зарождается развитое индустриальное общество, где главной ценностью стало осознание человека как личности, признание его права определять свободной волей направление своего жизненного пути, на азиатском и африканском континентах жили народы традиционных цивилизаций, считавшие, что жизнь человека только тогда имеет смысл, если она полностью повторяет жизнь предков … (закон неравномерного развития народов)
Современное общество Ядро мировой системы: Большая восьмерка – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, США, Канада, Япония, Россия (как мы видим, уже нет географического фактора: Запад-Восток) Развитые страны – 60 стран Европы, Азии и Африки, Северной Америки, Австралии и Океании (Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, Израиль), «азиатские тигры» (Ю. Корея, Сингапур, Тайвань) Постиндустриальные общества
интенсивное производство, постоянное совершенствование техники, способов воздействия на природу, новые природосберегающие, наукоемкие технологии активная творческая личность прогресс и научное познание развитая инфраструктура переход товаропроизводящей экономики в обслуживающую, т.е превосходство сферы услуг автоматизированные и компьютеризированные системы и коммуникации Современное общество
Периферия (страны «четвертого мира») преобладание потребительского с/х, нет обрабатывающей промышленности 2/3 населения неграмотны адаптация к природным условиям сохранение традиций коллективизм экстенсивные технологии, ведущие к исчерпанию природных богатств, застою в технике, экономической отсталости религия охватывает все сферы общественной жизни Традиционные общества Современное общество