Профессиональный стандарт
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 256
Презентация для классов "Профессиональный стандарт" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: проблемы реализации в библиотечную практику Курган, 2016 Корнеева Ю. В., Служба развития библиотек
Трудовой кодекс РФ, ст. 195.1 ввел новые определения «квалификация работника» и «профессиональный стандарт»: квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для выполнения определённого вида профессиональной деятельности. Профстандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности».
Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работника (руководителя), изложенные в виде структурированных характеристик деятельности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций
Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на 2013-2018 гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от 28.12.12 № 2606-р)
Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. № 200 и от 4 июня 2013 г. № 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. № 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)
ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Выпускники библиотечно-информационных факультетов и отделений, не спешите идти работать в библиотеку. Вас ждут более престижные сферы занятости. Весь рынок труда – ваш! РАБОТОДАТЕЛИ Библиотекам не нужны выпускники с профильным образованием. Мы готовы принимать специалистов с любым специальным образованием. Лишь бы человек был хороший. А всему библиотечному мы обучим его сами. Кадровая ситуация в библиотечной отрасли
взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования Задачи профессионального стандарта
Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.
Квалификационные уровни Уровни формального образования 1 уровень Инструктаж на рабочем месте Профессиональная подготовка 2 уровень Профессиональная подготовка Начальноепрофессиональное образование 3 уровень 4 уровень Среднее профессиональное образование 5 уровень Среднее профессиональное образование 6 уровень Бакалавриат Некоторые специальности СПО 7 уровень Магистратура Подготовка по специальностям ВПО 8 уровень Аспирантура 9 уровень Докторантура
Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Наименование ОТФ Должности, позиции Уровень A Формирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6 B Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-каталогизатор, библиотекарь- эксперт по сохранности библиотечного фонда 7 C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиограф, главный библиограф 6, 7 D Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7
Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Наименование ОТФ Должности, позиции Уровень E Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь, главный библиотекарь 6 F Предоставление культурно-просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Методист, главный библиотекарь 6 G Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности Методист 8
У р о в е н ь Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровней квалификации Широта полномочий и ответственность Характер умений Характер знаний
У р о в е н ь Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровней квалификации Широта полномочий и ответственность Характер умений Характер знаний
Четыре раздела: Общие сведения Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Характеристика обобщённых трудовых функций Сведения об организациях-разработчиках Структура профессионального стандарта
Структура профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений
Структура профессионального стандарта Виды трудовой деятельности: Квалификационный уровень. Возможные наименования должностей. Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности. Возможные места работы. Условия труда. Требования к профессиональному образованию и обучению работника. Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию. Требования к практическому опыту работы.
Структура профессионального стандарта Единицы профессионального стандарта: Перечень должностных обязанностей для … квалификационного уровня. Компетенции. Знания. Умения. Личностные качества. Средства труда. Результаты труда.
Штатное расписание Должностные инструкции Требования к аттестации ФГОС Учебные планы Образовательные программы Профессиональный стандарт библиотечной деятельности Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности
Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Применение профессиональных стандартов
Профстандарт позволит работодателям: повышать производительность труда, улучшать качество трудовой деятельности сотрудников, поддерживать и усиливать свою конкурентоспособность; снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения; легко определять умения и знания, необходимые для конкретной должности; более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров; эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.
Работникам профстандарт позволит: определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности; более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке; планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста; получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.
Способы профессионального образования: Формальное, неформальное, информальное Информальное обучение - в обыденной жизни, взаимообучение в ходе совместного выполнения задач Неформальное обучение вне системно, но может не вести к официальной сертификации. Это различные курсы, тренинги, короткие программы, обучение в библиотечных школах, студиях, клубах, кружках. Формальное обучение - в организованном контексте ведет к сертификации. Сертификат -основание для приема или назначения на официальную должность
Персональная среда и индивидуальная траектория Программа ШРПКБ (комплексная многоуровневая программа дифференцированного обучения библиотечных сотрудников в системе непрерывного образования на 2016 год) ППП (Программа профессиональной переподготовки) КПК (Курсы повышения квалификации) Дистанционное образование Персональная учебная среда (самообразование и саморазвитие с ориентацией на новые виды деятельности)
Источники: Клюев, В. К. Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно - информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения [Электронный ресурс] : презентация / В. К. Клюев. – Рязань. - 2014 .- 20 мая. - Режим доступа: www.myshared.ru . – Загл. с экрана .- Дата обращ. : 04.07.2016. Матвеева, И. Ю. Профессиональный стандарт библиотечного специалиста: проблема соотнесения требований в практической деятельности и образовании [Электронный ресурс] : презентация / И. Ю. Матвеева .- Режим доступа: search.skydns.ru/search . – Загл. с экрана .- Дата обращ. : 04.07.2016. Олифер, С. В. О профессиональных стандартах, ИКТ и перспективе развития школьных библиотек : презентация / С. В. Олифер. - Озерск. – ЦСДШБ. Пилко, И. С. Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности: назначение, сфера применения / И. С. Пилко.- Кемерово.- КемГИК. Система кадры [Электронный ресурс] : онлайн-газета / Актион кадры и право, Медиагруппа Актион.- Режим доступа: budget.1kadry.ru. – Загл. с экрана .- Дата обращ. : 04.07.2016.