«Золотой» век русской культуры
- Рубрика: Презентации / Презентации по Музыке
- Просмотров: 286
Презентация для классов "«Золотой» век русской культуры" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«ЗОЛОТОЙ» ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Интегрированный урок по истории и музыке «ИВАН СУСАНИН В ИСТОРИИ И МУЗЫКЕ»
ЭПИГРАФ «ЗА ОТЧИЗНУ НЕ ЖАЛЬ И ЖИЗНИ ОТДАТЬ…» ПРОБЛЕМА: ПРОЧИТАЙТЕ ЭПИГРАФ. ЕГО СМЫСЛ НАМИ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАСКРЫТ К КОНЦУ УРОКА
В исходе 1612 года юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал Михаила Феодоровича. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнино, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти свою жизнь. Он повёл поляков в противоположную сторону и известил Михаила об опасности, попросив об этом своего сына: бывшие с ним охранники успели увезти его. Раздражённые поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича (в 1613), потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнино; её подтверждали и последующие государи.
Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) «Думы» – поэтическое произведение с размышлением о ком-либо или о чём-либо.
Краткое содержание сочинения К.Ф.Рылеева “Думы” Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрёл в село Домнино, где жил простой крестьянин Иван Сусанин. Он согласился стать проводником польских войск к месту, где скрывался в то время будущий царь России Михаил Федорович Романов, и специально завёл отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам вместе с ними погиб.
«Иван Сусанин» отрывок из сочинения «Думы» Сусанин, встреченный поляками где-то на дороге, идут к деревне Ивана, причём они не скрывают, что идут убивать Михаила Федоровича: “Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! – Сусанину с сердцем вскричали враги, – Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!... Всё происходит в деревне Сусанина, последний угощает поляков, и они ложатся спать. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Всё в дымной избушке внушает покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!..
Тут к дому подъезжает на коне сын Сусанина. Отец посылает его к Михаилу: “Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому; Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей; Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге”. Сын расспрашивает отца о том, что тот задумал. Сусанин отвечает: “Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!” Сын выполняет его волю: Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой.
Враги в доме Сусанина просыпаются: На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы – злодеи царя. “Сусанин! – вскричали, – что молишься богу? Теперь уж не время – пора нам в дорогу!” Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведёт их…
Крестьянин заводит иноземцев в самую чащу непроходимого леса: “Куда ты завёл нас?” – лях старый вскричал. “Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. – Убейте! Замучьте! – моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой своей не погубит.” “Злодей! – закричали враги, закипев, – Умрешь под мечами!” – “Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” “Умри же! – сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! – Погибни, предатель! Конец твой настал!” И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!
ЗАДАНИЕ: (Работа со словарными словами) Прочитайте слова, которые нам встречались в тексте; Подумайте, что они обозначают или о ком (о чём) идет речь? МИХАИЛ САРМАТЫ, ЛЯХ ЖУПАН ОКОЛЬНАЯ ТРОПА ДЕБРИСТАЯ СТЕНА ЗАХОЛУСТЬЕ СОКОЛЬИ ОЧИ ЛУЧИНА
«ОКОЛЬНАЯ ТРОПА» МЕСТО ВОКРУГ СЕЛЕНИЯ ИЛИ РЯДОМ С НИМ; ОКРУЖНАЯ МЕСТНОСТЬ ИЛИ ДОРОГА «ДЕБРИСТАЯ СТЕНА» МЕСТО, ЗАРОСШЕЕ ГУСТЫМ, НЕПРОХОДИМЫМ ЛЕСОМ; ДАЛЕКИЙ ГЛУХОЙ КРАЙ, МАЛОДОСТУПНАЯ МЕСТНОСТЬ «ЗАХОЛУСТЬЕ» ГЛУХАЯ ПРОВИНЦИЯ; МЕСТО, ДАЛЕКОЕ ОТ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ «СОКОЛЬИ ОЧИ» ЗОРКИЕ ГЛАЗА «ЛУЧИНА» ТОНКАЯ ЩЕПКА ОТ СУХОГО ПОЛЕНА (ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ИЗБЫ)
ЗАДАНИЕ: ?- КОГДА ПРОИСХОДИЛИ СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫЕ В «ДУМАХ. Иван Сусанин» (1613 году) ?- КАКИЕ ЭТО БЫЛИ ВРЕМЕНА. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ. «НЕСИТЕ ЖЕМЧУГ, СЕРЕБРО, НЕСИТЕ ВСЁ СВОЁ ДОБРО. ВСЁ, ЧТО КОПИЛИ МНОГО ЛЕТ! А У КОГО БОГАТСТВА НЕТ – ОТЧИЗНУ, РОДИНУ ЛЮБЯ, НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ СНИМИ С СЕБЯ!» Н.Кончаловская (Это были времена нападения поляков на Русь. В то время сама Русь переживала Смутные времена. Поляки воспользовавшись тем, что в стране Смута, хотели возвести своего царя на престол. А поэтому им нужно было сначала завоевать страну и убить прямого наследника на престол-несовершеннолетнего Михаила Федоровича Романова. Они грабили и убивали русский народ; предлагали отказаться от Родины и поддержать их царя)
ЗАДАНИЕ ?-МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ИВАНА СУСАНИНА РУССКИМ ГЕРОЕМ. ПОЧЕМУ? ДОКАЖИТЕ? (Этот человек, ценой своей жизни, спас жизнь молодого царя Михаила Федоровича Романова) ?-КТО АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ? (Кондратий Федорович Рылеев) ?- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ БЫЛО НАПИСАНО АВТОРОМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? (С целью показать, что были в те времена люди, которые отчаянно любили свою Родину; показать мужество, героизм и отвагу таких людей; вызвать у читателей чувство гордости за патриотов своей страны)
Кладбище в селе Домнино. Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г. На этом месте находился древний храм Воскресения Христов. Неизвестные источники утверждают, что именно на этом кладбище захоронен Иван Сусанин
Село Исупово - подлинное место гибели Ивана Сусанина. Оно находилось в десятках километров от села Домнино, в котором жил крестьянин. На болотах в Костромской области и погиб Иван Сусанин. В тех местах установлен двадцатитонный камень с простой надписью: «Иван Сусанин 1613»
Памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину – первоначальный вариант Памятник Ивану Сусанину -современный вариант
1613 г. Москва избрала нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. За год до этого события польские и шведские войска вторглись в Россию.
Под руководством гражданина Минина и князя Пожарского создаются большие войска народного ополчения. Проявил себя в этой схватке Минин. Он во главе конных воинов переправился через Москву – реку и нанес неожиданный удар по врагу. Затем в бой вступили основные силы ополчения под командованием Пожарского. Поляки дрогнули и побежали. Москва была освобождена. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году Изгнание поляков из Кремля.
На Красной площади столицы перед величественным многоглавым собором Василия Блаженного стоит выразительный монумент в память освобождения Москвы от иноземцев в 1612 году. На его гранитном постаменте - лаконичная бронзовая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
ЗАДАНИЕ: ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ КАЧЕСТВ У ЧЕЛОВЕКА, ВЫБЕРИТЕ ТЕ, КОТОРЫМИ НА ВАШ ВЗГЛЯД ОБЛАДАЛИ КРЕСТЬЯНИН ИВАН СУСАНИН, КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ, ГРАЖДАНИН МИНИН И МНОГИЕ ЛЮДИ, ОТСТАИВАВШИЕ СВОБОДУ НАШЕЙ СТРАНЫ: БЕЗУКОРИЗНЕННОСТЬ БЕЗРАЗЛИЧИЕ БЕЗЧУВСТВЕННОСТЬ ХАМСТВО МУЖЕСТВО ОТВАГА РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ВОСПИТАННОСТЬ ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ ВЫСОКОМЕРНОСТЬ ГОРДОСТЬ ХРАБРОСТЬ НЕСДЕРЖАННОСТЬ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОБЛЕСТЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ГЕРОИЗМ
ИГРА «СНЕЖНЫЙ КОМ» ПРАВИЛО: 1-УЧЕНИК НАЗЫВАЕТ ПЕРВОЕ СЛОВО ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ, 2-Й УЧЕНИК-ПРЕДЫДУЩЕЕ СЛОВО И СВОЁ, 3-Й УЧЕНИК-ПРЕДУДУЩИЕ СЛОВА И СВОЁ И Т.Д. КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ «ДУМЫ» СМУТНОЕВРЕМЯ РУССКО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА ИВАН СУСАНИН ПОДВИГ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ ГРАЖДАНИН МИНИН И КНЯЗЬ ПОЖАРСКИЙ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ПАТРИОТЫ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ