Культура русских земель в XII – XIII веках
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 203
Презентация для классов "Культура русских земель в XII – XIII веках" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Культура русских земель в XII –XIII веках Цели урока : 1. Выделить особенности русской культуры 12 – 13 вв. 2. Познакомиться с жанрами и произведениями древнерусской литературы. 3. Получить представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве.
1. Особенности культуры XII –XIII вв. Крупные культурные центры: Великий Новгород и Псков в культурном развитии этих центров появились черты, которые соответствовали вечевым порядкам и активности городского населения. Владимиро – Суздальская земля это образец пышности, торжественности, стремления подчеркнуть силу и значение княжеской власти. Исторические условия развития культуры: - господство натурального хозяйства, - подъем земледелия, - рост городов, - развитие феодальных отношений, - обособление княжеств, - активная роль церкви в духовной жизни общества.
2. Древнерусская литература Зарождение литературы. Поучение – новый жанр «Поучение детям» Владимир Мономах ? Какие нравственные качества людей особо ценились в то время ? Какова главная идея произведения «Слово о полку Игореве» неизвестный автор ? Почему князь Игорь потерпел поражение ? Почему Русь стала терпеть поражения Новый период в развитии летописания. В каждом крупном княжестве велись летописи. Особенности: Новгородская летопись: отсутствует фигура князя или находится на заднем плане; подробно описываются события городской жизни. Владимиро – Суздальская летопись: отражались интересы местных князей; история княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства; поощрялось его стремление быть первым на Руси.
3. Зодчество Новгородская земля. Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Они были небольшими. Русь стала участницей создания общеевропейского «романовского» стиля, разрабатывая свои варианты архитектуры в каждом княжестве. Зодчие стремились выделить церкви среди остальных зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов, церкви делали белоснежными. На юге, где постройки из глины белили, церкви оставляли в красновато – розовой кирпичной окраске. Каждая церковь представляла собой помещение для торжественного театрализованного действия. Собор Рождества Богородицы.1117 год.
Лебединой песней белокаменного зодчества домонгольского периода был Георгиевский собор в Юрьеве – Польском, весь от земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236 году. Через год полчища Батыя разрушили собор. В конце 15 века архитектор и скульптор В.Д. Еромолин собрал здание из обломков. Благодаря ему собор сохранился до наших дней. Георгиевский собор. XII век.
Владимиро – Суздальская земля. Храмы строились подчеркнуто торжественными и отличались пышностью Предание гласит, что Андрей Боголюбский остановился на ночлег в 11 верстах от Владимира, т.к. кони отказались идти дальше. Во сне князю явилась Богородица. Сочтя это чудесным знамением, Андрей наутро приказал соорудить на месте остановки замок и основать село Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли. XII век.
Успенский собор во Владимире Сооружен в 1158 – 1160 гг. по повелению великого князя Андрея Боголюбского, позже перестроен в 1185 – 1189 гг. при Всеволоде Большое Гнездо. На стенах собора сохранилась фресковая живопись XII -XIII вв., а также фрески 1408 г., исполненные Андреем Рублевым.
Дмитриевский собор во Владимире Построен в 1194 – 1197 гг. по повелению Всеволода Большое Гнездо . Его сравнивают со «Словом о полку Игореве»: монументальность и изящество, лаконичность и глубина.
Средневековый собор – это «глубинная книга» эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться в пейзаж., а в своем интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы расписывают в несколько рядов все стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чеканят паникадила и церковную утварь; художники пишут иконы; вышивальщицы украшают тканые завесы; писцы и миниатюристы готовят библиотеку. Поэтому каждый церковный комплекс является показателем народной мудрости и мастерства.
4. Храмовое искусство. Владимиро – Суздальская иконопись: - лики святых похожи на князей заказчиков, иконы яркие, красочные. Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа – Пантократора, «всевластного»,как бы заглядывающего с неба в церковь на молящихся. Дмитрий Солунский. XII век (предполагаемый портрет Всеволода Большое Гнездо)
Иконопись Владимиро – Суздальской земли Спас Нерукотворный. XII век Владимирская Богоматерь. XII век
Новгородская иконопись: преобладают яркие краски – красная, синяя, зеленая. Лица святых приобретают характерные славянские черты. В писании икон существует канон – строгие правила. Но каждый русский мастер – иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны. Благовещенье Устюжское. XII век. Фрагмент
Назовите важнейшие памятники древнерусской литературы. Как называется собор? Где он находится? В чем отличия архитектуры Новгородской земли от архитектуры Владимиро – Суздальской земли?
Тест по теме: 1. Агнец – это : а) ангел; б) ягнёнок; в) огонь. 2. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу; б) в книге; в) на картине. 3. Покажите длань. (рука, ладонь.) 4. Духовник а) играет на духовых инструментах; б) создаёт духи; в)совершает духовные обряды . 5. Басурман это: а) национальность; б) воинское звание; в) вероисповедание. (иноверец, не христианин) 6. Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане ( высокий монашеский головной убор с покрывалом). . 7. Лепота – это: а) лепные узоры; б) настой из липы; в) красота. 8. Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) знать языки. ( Толмач – переводчик). 9. Пращур – это: а) динозавр; б) отец прапрадеда; в) название болезни. (предок, отец прапрадеда). 10. Алкать значит: а) кричать; б) жаждать; в) бежать. 11. Какой храм стоит на рукотворном холме?( Храм Покрова на Нерли). 12. Какой храм имеет 13 глав-куполов? Что означает это количество глав? (Софийский собор в Киеве. Главы символизируют единство Иисуса Христа и 12 апостолов). 13. Какой собор построен как футляр более древнего?( Успенский собор во Владимире). 14. Стены какого собора почти полностью покрывает рельеф? (Дмитриевский собор во Владимире).