В ожидании нового Дягилева
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 133
Презентация для классов "В ожидании нового Дягилева" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Наследники Русского балета», Страна Советов, бег от «железного занавеса», балет в «оттепель» В ожидании нового Дягилева
Наследники В 1929 году умер Дягилев. Он умер от воды как и пересказывала ему гадалка. Венеция стала колыбелью его любви, ведь здесь он встретил Лифаря, и лоном его смерти. Труппа, продолжавшая существовать лишь благодаря дягилевскому таланту организатора, распалась. Серж Лифарь и Борис Кохно некоторое время пытались ее сохранить, но им это не удалось. Так как отношения между ними были весьма бурными, и личные интересы очень часто брали верх над всем остальным. А могло ли быть иначе? Хореографы разбегались кто куда. Бронислава Нижинская и Леонид Мясин колесили по Европе и США. А Джордж Баланчин, проведя некоторое время во Франции, уехал навсегда в Америку. Этот гениальный хореограф основал «Нью-Йорк Сити Балле» и собственную школу, создал особенный репертуар, номера из которого затем стали танцевать во всем мире. С. Лифарь Б. Кохно Д.Б аланчин Л. Мясин Б. Нижинская
Наследственные отношения от Дягилева Серж Лифарь обосновался в Парижской опере, сделав ее своим «портом приписки», и взял тамошних танцовщиков под свое крыло. Он поставил свой талант на службу прославленному театру, подобно Петипа, который подарил свой талант России и Мариинскому театру в Петербурге. Все такой же открытый и восприимчивый, Лифарь принес с собой «свежий ветер» молодости и творческий дух, «заученный» им от Дягилева. Серж умело поддерживал отношения с людьми, завязавшиеся еще во времена Дягилева. Он присутствовал на каждом показе коллекций Шанель. Она же со своей стороны после каждой премьеры балета, в котором танцевал Лифарь, устраивала в его честь большой бал. Их часто оформляли Кокто и Дали, и своем молодой декоратор Кристиан Берар. С. Лифарь Г. Шанель Ж. Кокто С. Дали Борис Кохно тоже поселился во Франции. Он участвовал во многих художественных предприятиях: вместе с Баланчиным основал – 1933 году – «Балет 33», работал с Роланом Пети, был искушённым коллекционером, писателем и тонким знатоком театра. РУССКИЙ БАЛЕТ СТАЛ ЛЕГЕНДОЙ XX ВЕКА. Нижинский, Павлова, Мясин и многие другие обрели бессмертие. А Дягилев безусловно вечно живая легенда.
Мир меняется…на пути к MODERN ART, через тернии «железного занавеса» Деятельность Дягилева в искусстве , которую можно назвать гениальным триумфом, очень долго была не известна в его родной стране. Что же там было? Февральскую Революцию 1917 года артистические круги встретили восторженно, но октябрьский большевистский переворот многих привел в смятение. Представления на сценах бывших Императорских театров на время были прекращены. Артисты не хотели сотрудничать, с новой властью, и все быстро поняли , что попытки сохранить независимость не зависимость обречены. Появился мощный контроль Советской власти, который Сталин довел до абсурда. Многие предпочитали эмиграцию и присоединялась к труппе Дягилева, подобно Лифарю. Балеты и советы Сезон 1917 года Возвращение Дягилевских сезонов на былые позиции началось в 1917 году. Мясин чувствовал себя все более уверенно в качестве хореографа — поставленные им спектакли были насыщены новаторским духом и прекрасно приняты в Париже и Риме. Это были симфоническая картина Стравинского «Фейерверк» и балеты «Женщины в хорошем настроении», «Русские сказки» на музыку Лядова с декорациями четы Гончарова-Ларионов и «Parade». Автор концепции и либретто балета Parade (букв. перевод: «Выступление зазывал») — Жан Кокто, хореограф и исполнитель одной из главных ролей — Леонид Мясин, композитор — Эрик Сати, а декоратором выступил Пикассо (к тому времени он уже давно покинул Испанию). По окончании сезона труппа уехала гастролировать в Южную Америку (без Дягилева и Мясина), затем, уже в полном составе, побывала с концертами в Португалии, которые, однако, пришлось прервать из-за начавшихся там беспорядков. Обострившаяся политическая ситуация в Европе сделала невозможным и приезд во Францию, поэтому парижского сезона в 1918 году не было. Фото с дягилевских сезонов
Сталин и большой театр После смерти Ленина в 1924 году Сталин, восторжествовавший над своими политическими противниками, утвердился в СССР в качестве абсолютного лидера. Точнее он стал очередным тираном советского народа. Начиная с 1928 года власть Сталина над советской жизнью приобрела тотальный характер. Прима-балерина Большого Галина Уланова рассказала, что Сталину случалось отдавать по меньшей мере поразительные приказания: так, однажды он попросил дирижера оркестра «сыграть произведение без бемолей». Но не смотря на абсурдность, окружающие были обязаны проглотить эту «сюрреалистическую пилюлю». Речь шла о борьбе за выживание. Балет 30-х постепенно стал ориентироваться на тематические спектакли , являющие собой театрализованный танец. Сталинский режим заставлял хореографов обращаться ко все более простым формам. Поскольку танец , да и искусство в целом должно быть ясным для народных масс. Пишет Федоровский в своей книге… Главная тема неизменно сводилась к идеологическому конфликту между индивидуумом и его социальной средой. И даже Франция невольно оказалась причастно к эволюции 30-х годов, творением искусства соц реализма того времени стал посвященный Французской революции балет «Пламя Парижа». В середине 50-х в общественной и культурной жизни страны произошли радикальные изменения…
В 1953 году Н. Хрущев вышел победителем из состязания в силе и стал преемником умершего диктатора. Противоречивое время, с одной стороны он жестко критиковал политику умершего Сталина, а с другой оставлял государство на таком же уровне управления. Оттепель Во времена «оттепели» , СССР , до тех пор отделенным занавесом, начало открываться осталь- ному миру, развивая культурный обмен между Россией и Западом. И балет Большого театра завоевал оглушительный успех на первых же заграничных гастролях – в Великобритании. Галина Уланова была прекрасна во многих ролях, особенно в роли Жизели Джульетты. Благодаря «Ромео и Джульетте» лучшие русские традиции оставили след в западном хореографическом искусстве. Примерно тогда же в СССР начались первые выступления иностранных артистов. После многих лет диктата Сталина стало наконец возможным говорить об определенном разнообразии истерических направлений. И все же художественная жизнь не избавилась от идеологического влияния, пятый отдел КГБ неусыпно наблюдал за артистами в гастролях. Ханс Бек
Артисты диссиденты Наиболее прославленный артист–диссидент : Рудольф Нуреев, подобно Петипа, уехавшему в Россию, посвятил себя Франции. Он «сбежал» во время гастролей… Рудольфа опьянила красота и свобода царившие в Париже. После постоянных «ограничений» мучавших его в СССР, Нуреев окунулся в Париж. Вопросами культуры тогда занималась Фурцева, вся семья, пыталась вернуть его в Россию, но его осудили бы, и приговорили бы к смертной казни. Но во Франции Нуреев встретил Марго Фонтейн, которая стала для него лучшим партнером и другом. Нуреев стал одним из лучших, и разносторонних хореографов Парижской оперы. Нуреев работал с прекрасными хореографами как танцор , например балет «Юноша и смерть», в хореографии Ролана Пети, был одним из самых необычными и эмоционально сильных, вызывает интерес и сейчас.
Модерн от Нуреева В 1977 году Рудольф начал репетировать новый крупный балет - "Лунный Пьеро". Он видел его девять лет назад и с тех пор просил хореографа разрешить ему танцевать в нём. Но Глен Тетли не соглашался. Хотя он восхищался искусством Рудольфа, "в нём было что-то непреодолимо земное, материальное и прямое, а Пьеро должен быть простодушным, уязвимым, и легко манипулируемым". Погоня Рудольфа за ролью только подтверждала беспокойство Тетли. В 1968 году за обедом в копенгагенском ресторане с Мерль Парк (одна из партнёрш Рудольфа прим. natella_bon) и девятью другими друзьями Рудольф стал умолять Тетли позволить ему танцевать "Пьеро" - одну из самых успешных работ хореографа, поставленную на музыку песенного цикла Шёнберга, но Тетли в очередной раз отказал ему.
В 1977 Рудольф просто спросил его: "Ты разрешишь мне танцевать "Пьеро"?" - и Тетли согласился. Но он предупредил: "Ты мне не нужен, если собираешься быть Рудольфом Нуреевым, изображающим Лунного Пьеро. Ты должен быть самим Пьеро". Несмотря на крайне насыщенный график, вынуждающий его подниматься в четыре утра и отправляться на съёмки (в то время шла работа над "Рудольфо Валентино" прим. natella_bon) вечерами Нуреев приезжал в балетную студию, нередко по два часа занимаясь у станка перед работой с Тетли до полуночи. К радости Тетли, Рудольф оказался "трогательным и ранимым" в роли помешанного клоуна, который в начале балета появляется подвешенным за конечности на стальных лесках. Являясь персонажем комедии масок, наподобие Петрушки, Пьеро требовал более проникновенного исполнения. В то время как Петрушка сугубо материален в соответствии с партитурой Стравинского, Пьеро нуждается в том, что Тетли называет "хрупким, интроспективным качеством" партитуры Шёнберга. "В балете он умирает много раз. Постепенно он сбрасывает все свои оболочки и становиться таким же, как мы - человеческим существом". Рудольф впервые исполнял "Лунного Пьеро" в Копенгагене на сцене Датского Королевского балета в декабре 1976 года; успех сделал эту роль его любимой. Позже он включил балет в программу "Нуреев и друзья".
Необычайное наследие творчества Нуреева, Нижинской, Улановой, Бессмертновой важны для работающих сейчас танцоров. Весьма талантливые балерины и танцоры Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Николай Цескаридзе продолжают традиции заложенные многими гениальными в своем роде деятелями искусства. Например, личность М.М. Плисецкой оказала колоссальное влияние на русский и иностранный балет. Лопаткина испытала определение влияние Плисецкой, что отражается в ее танце. Прекрасным примером является «Кармен», испиленная впервые Майей Михайловной, а через многие годы и Лопаткиной. Модерн в танце и неоклассический балет «разбавляют» академическую классику. Иностранные хореографы восхищаются талантами и наследием балета в России... Наследие, которое продолжает жить и развиваться … "В Испании нет балетных традиций: это не футбол! А в России — колоссальная история, связанная с Петипа, с Фокиным, Дягилевым, Нижинским. Это истинное удовольствие — находиться там, где балет на протяжении столь долгого времени являлся частью культурной традиции", — считает Дуато. Tour en l'air в XXI век С. Захарова У. Лопаткина Н. Цискаридзе С. Захарова
Библиографический список: 1.Федоровский Владимир « С. Дягилев или Закулисная история русского балета» 2. http://r-nureyev.livejournal.com/13654.html 3.http://mynureyev.narod.ru/0501.htm 4.http://www.russianballet.ru/line/line2006/line09_06.htm 5. http://wiki-linki.ru/Citates/107921/6 6.http://www.google.ru/imgres?q=лопаткина+кармен&hl=ru&newwindow