Семантика орнаментальных узоров ханты и манси
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 268
Презентация для классов "Семантика орнаментальных узоров ханты и манси" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Исследовательская работа «Семантика орнаментальных узоров ханты и манси» Выполнила: Абраамян Анаид, учащаяся 5Б класса, МОУ СОШ №8 имени Сибирцева А. Н. Руководитель проекта: Тетерина А. М., учитель технологии Сургут 2011
Объект исследования: народная одежда аборигенов Югры. Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты (манси). Цель работы: проанализировать орнаментальные узоры, часто встречающиеся в одежде коренных жителей Югры – ханты и манси; изучить их символическую значимость. Гипотеза: орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.
Задачи работы: изучить литературу по теме проекта; проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части; изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметов быта, найти их графическое изображение; сделать выводы по проделанной работе; составить глоссарий по теме проекта.
Орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметах быта Орнамент (словарное слово) — это живописное графическое украшение из сочетания геометрических элементов. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В одежде ханты и манси встречаются орнаменты линейного и розеточного (медальонного) типа.
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Полоски» - салум Прямая линия - «прямой путь» или «прямой след», существует как весьма распространенный элемент украшения одежды. Слово «пант» считается иранским заимствованием обских угров (дорога, путь, тропа).
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Ветка березы» Зигзаг считается простейшим и древнейшим орнаментом, характерным для многих народов земного шара. За ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках, охранительную функцию несут края рукавов, именно здесь в ритуальных халатах нашиваются аппликационные полосы. Зигзаг – дерево, есть символ отгораживания живого от неживого.
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Выводок утят» «Челюсть щуки» «Маленькое лезвие топора» Треугольник - «панк - «зуб» или «сорт панк» - «щучьи зубы». Семантическая нагрузка мотивов, возникших на основе треугольников, немного. Это так называемые: «утиные выводки», «утиные лапки», «щучьи зубы», «топора узоры». Утка играет существенную роль в мифологии обских угров: на некоторых территориях она выступает как творец мира, она достает землю из глубин первичного Мирового океана; у других групп ханты с уткой связано понятие изобилия, а также утиная лапка служит ребенку игрушкой, в то же время, являясь его оберегом.
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Редкая головка» «Тройная головка» За квадратом, поставленным на угол, закрепилось устойчивое название «голова», «головка». Понимание квадрата, поставленного на угол, как «сердца углубления», часто отождествляется с понятием «внутренний» - нутро: полость живота (другое значение - душа), замкнутое пространство, и также как зигзаг, он «оживляет» изображение. Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Заячьи ушки» Уголки относят к тем простым геометрическим элементам, которые лежат в основе даже самых сложных по конфигурации мотивов. Часто эти орнаменты именуют «заячьи ушки». «Рог дикого оленя» Рассматривая символическое значение узора «оленьи рога», отметим, что существует выражение о жертвенном животном - олене: «рогатый олень» (бык). Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: во-первых - это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых - он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента Мотивы с внутренней полостью и отходящими от вершин «крючкообразными» элементами отличаются достаточно стабильной семантикой. Эти варианты орнамента называются «лягушками», «задние ноги лягушки». У обских угров существует особое отношение к лягушке. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии.
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента Орнамент перна «крест» в настоящее время распространен очень широко, преимущественно он исполняется в косом положении. Крест, встречается как в простом исполнении, так и в сложном. Иногда его именуют еще «собачья лапа». Крест на сегодняшний день имеет двойную нагрузку. Первое значение данного знака (только косой крест) - это ограничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Второе значение креста как христианского символа наносится обычно в прямом исполнении: существует понятие перна пос «креста знак».
Семантика орнамента Графическое изображение орнамента Семантика орнамента «Соболь» «Голова маленького соболя» Мотивы орнамента «соболь» отличаются стабильным названием и связаны с узором определенной конфигурации. Соболь почитался как священное животное, он более всего связан с «лесными людьми» мис (миш), т. к. этот зверек с особыми приметами (например, с шелковым шнурком, желтым кольцом на шее) служит им собакой. Юганские ханты почитают Касум-ими (духа - покровителя хантов) в облике соболя (одной своей сутью она женщина в образе миш). По представлениям ханты, миш (мис) дает охотничью удачу, изобилие.
Заключение Я изучила литературу по теме исследовательской работы, в которой постаралась осветить следующие аспекты: Элементы народного костюма ханты и манси; Из прочитанной литературы выделить часто встречающиеся орнаменты в одежде обских угров; Рассмотрела семантическую направленность орнаментальных узоров в национальном костюме аборигенов Югры. Подтвердила гипотезу, что орнаменты тесно связаны с окружающим миром народа, служили не только украшающим элементом одежды, но и носили синкретический характер - изделие одновременно являлось и источником эстетического наслаждения, и культовым предметом. Как, правило, оберегом.