Иосиф Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 246
Презентация для классов "Иосиф Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Из жизни... Родился 3(15) января 1891г. в Варшаве. Родным городом для поэта стал Петербург. Окончил одно из лучших в тогдашний России Тенишевское коммерческое училище. Учился на романо-германском факультете университета,где впервые испробовал свой силы в поэзий 1907-1908г. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. – в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. В 1911 г., желая систематизировать свои знания, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. Осенью 1933 г. Мандельштам пишет стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», за которое в мае 1934 г. был арестован В мае 1937 г. он был вновь арестован. Приговор – 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. 27 декабря 1938 г. Осип Мандельштам умер в больничном бараке в лагере.
Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов. Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым) считал одной из главных удач своей жизни. Начало творчества
Творчество В 1913 г. вышла в свет первая книга его стихотворений «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. 1920-е гг. Вышли новые поэтические сборники – «Tristia» (1922), «Вторая книга» (1923), «Стихотворения» (1928). Издал две книги прозы – повесть «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1928), несколько книжек для детей.
Стихи Мандельштама в них звучит торжественное, чуть архаичное, полновесное слово; с изобразительной точностью; краткие, отчетливые и ясные; изысканные по ритмам; очень выразительные и красивые по звучанию; Насыщены литературно-историческими ассоциациями; строгие по архитектонике; требуют пристального и внимательного чтения.
Камень (1913). 23 стихотворения 1908–1913 (позднее сборник был дополнен текстами-67 стихотворений) Название в духе акмеизма. Камень – природный материал, прочный и основательный, вечный материал в руках мастера. У Мандельштама камень являет собой первичный строительный материал культуры духовной, а не только материальной. Настроение «Камня» — меланхолическое. Рефреном большинства стихотворений стало слово «печаль» — «куда печаль забилась, лицемерка». О книге в большинстве восторженно писали многие рецензенты, отмечая “ювелирное мастерство”, “чеканность строк”, “безупречность формы”, “отточенность стиха”, “несомненное чувство красоты”
Сборник «Tristia» (1922) Tristia - "книга скорбей» Большое место занимает тема Рима, его дворцов, площадей, впрочем, как и Петербурга с его не менее роскошными и выразительными зданиями. Содержит стихи поры войны и революции Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных. Жуют волы, и длится ожиданье, Последний час веселий городских, И чту обряд той петушиной ночи, Когда, подняв дорожной скорби груз, Глядели в даль заплаканные очи, И женский плач мешался с пеньем муз. В «Tristia» есть цикл любовных стихотворений. Часть из них посвящена Марине Цветаевой В книге отчётливо прослеживается эволюция от акмеистического, рационального, к иррациональному (для Мандельштама всегда — трагическому), к поэтике сложнейших ассоциаций.
Любовная лирика Любовная лирика светла и целомудренна, лишена трагической тяжести. Влюбленность — почти постоянное чувство Мандельштама, но трактуется оно широко: как влюбленность в жизнь. Любовь для поэта — все равно что поэзия. Стихотворения посвящены Надежде Хазиной, Ольге Ваксель, Анне Ахматовой. Жена и друг поэта, пишет: «Стихи к Ахматовой... нельзя причислить к любовным. Это стихи высокой дружбы и несчастья. В них ощущение общего жребия и катастрофы». Мандельштам действительно довольно часто влюблялся, принося огорчения своей Наденьке, а русская поэзия обогащалась прекраснейшими стихами на вечную тему любви. Мандельштам влюблялся, пожалуй, до последних лет жизни, восхищаясь жизнью и красотой.
С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. В это время пишется проза, к созданной в 1923 автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927). В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».
Ленинград Это пронзительное стихотворение связано с вполне конкретным событием из жизни Мандельштама — с его возвращением в Ленинград 1930 года после путешествия по Кавказу. В то время поэту не было и сорока, но в силу болезней и связанных с судьбой страны превратностей биографии он уже выглядел стариком В этом стихотворении видится отчаянная попытка противостоять страшным жизненным реалиям, которые уже начали стискивать Ленинград железным кольцом духовного (и физического) удушья, кольцом унижений и репрессий.
Мандельштам одним из первых стал писать стихи на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово «народ» не случайно фигурирует в его стихах. В ноябре 1933 года Мандельштам написал антисталинские стихи и прочел их в основном своим знакомым — поэтам, писателям, которые, услышав их, приходили в ужас и говорили: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал...» Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца… «Мы живём, под собою не чуя страны…»
Поэзия Мандельштама – память русской культуры О своей поэзии Мандельштам сказал: “Утеха для друзей и для врагов смола”. Без темных лучей вражды спектр того ореола, в котором является нам мандельштамовская поэзия, неполон. Если эти лучи погаснут, Мандельштам перестанет тревожить и озадачивать нас. Со второй половины 50-х годов, едва отпустил страх, списки мандельштамовских стихов начинают расходиться по рукам, служа заветным паролем для тех, кто хранил память культуры. Для многих мандельштамовская поэзия становится формирующим, воспитывающим переживанием. Оказывается, что слух новых поколений подготовлен и настроен на поэзию Осипа Мандельштама.
Смерть Мандельштама — «с гурьбой и гуртом», со своим народом — к бессмертию его поэзии добавила бессмертие судьбы. Мандельштам-поэт стал мифом, а его творческая биография — одним из центральных историко-культурных символов XX века, воплощением искусства, противостоящего тирании, умерщвленного физически, но победившего духовно, вопреки всему воскресающего в чудом сохранившихся стихах, романах, картинах, симфониях. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток).
Память 28 ноября 2008 года памятник был открыт в центре Москвы на пересечении улицы Забелина и Старосадского переулка, во дворе дома, в котором поэт гостил у своего брата Александра. В 2001 году во Владивостоке был открыт памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму, автор памятника Ненаживин Валерий 4сентября 2008 года памятник открылся в Воронеже.