Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 171
Презентация для классов "Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый) Весь спектр внутренних чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах. Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый) Весь спектр внутренних чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах.
В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах.(А.Блок) В отличие от Блока, который не обладал слухом, Пастернак был одарен композиторским даром. Но именно поэзия Блока оказалась наиболее близкой Пастернаку по духу и тематике. Б.Л.Пастернак А.А.Блок
Звук колокола – благовест – открывает книгу стихов Пастернака «Начальная пора» и проходит через все его творчество как призыв к возрождению и весне. Достать пролетку за шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Другим музыкальным инструментом у Пастернака становится символическая лира. Когда за лиры лабиринт Поэты взор вперят, Налево развернется Инд, Правей пойдет Евфрат. А посреди меж сим и тем Со страшной простотой Легенде ведомый Эдем Взовьет свой ствольный строй.
Идея закрученного лабиринта, получающая воплощение либо в ракушке, либо в метели «завитой, как улитка, зимы»становится постоянной у поэта при передаче зарождения звука. ЗИМА. Прижимаюсь щекою к воронке Завитой, как улитка, зимы. «По местам, кто не хочет – к сторонке!» Шумы-шорохи, гром кутерьмы. Это раковины ли гуденье? Пересуды ли комнат – тихонь? Со своей ли поссорившись тенью, Громыхает заслонкой огонь?
Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. В стихотворении «Музыка»обратим внимание на необычное вознесение любимого инструмента Пастернака – рояля. Герой стихотворения, «жилец шестого этажа», чувствует себя Богом, а затем играет на этом рояле, играет свою пьесу. Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы ее в руках держа И ею властвуя законно. Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью-нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль, хорал, Гуденье мессы, шелест леса.
Музыка для Пастернака выше любви женщины. Стоял рояль на сцене и дрожал, И бились в нём безумные аккорды. И вдохновенно зал рукоплескал Его величью и осанке гордой. И звуки клавиш улетали вдаль, И разлетались по большому залу. И замер зал, когда играл рояль , А руки музыканта вверх взлетали. А клавиши сверкали белизной И опускались в чёрные объятья, Как будто их , несчастных, бил озноб, Невест в прекрасных подвенечных платьях. А за окном уж, догорал закат, И зал был полон, чувствами богатый, И звуки плыли ,как за ратью рать, Идут в поход в последний бой солдаты Играл рояль... Безумствовал рояль....