Средства передвижения в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 154
Презентация для классов "Средства передвижения в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Цель исследования: Изучение роли кареты как мерила социального достоинства; Как основного средства передвижения в 18-начале 19 веков в романе Пушкина «Евгений Онегин».
Задачи исследовательской работы: Проследить, как средства передвижения составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа.
Что и как исследовано? Из глав романа «Евгений Онегин» был выбран материал, касающийся средств передвижения героев. Был проанализирован материал в ИНТЕРНЕТЕ. Использовалась работа Ю.М.Лотман «Комментарии к роману «Евгений Онегин»
Что такое ямская карета? В первой главе Онегин спешит на бал в «ямской карете». Содержать кучера и собственную карету в Петербурге было дорого, поэтому лошадей нанимали. Четверка лошадей обходилась для разъезда по городу в 1836 году по 300 рублей в месяц. А извозчикам и кучерам платили отдельно. Вот и Онегин, не имея собственного выезда, нанимал ямскую карету. Такую карету можно было взять на извозчичьей бирже.
Разница в экипажах, количестве и цене лошадей образовывала целую иерархию. Пустилися к нему купцы на бегунах, Художники пешком, приказные в санях, Особы классные в каретах и колясках И на извозчиках различны лица…
Стремглав … поскакал… На самом деле в допетровской Руси признаком важности пассажира была медленная езда. В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге, но еще в 18 веке установилась «щегольская мода» очень быстрой езды по людным улицам.
Что значит «двойные фонари»? В романе упоминаются на карете двойные фонари. Оказывается, количество фонарей (один или два) или факелов зависело от важности седока. Так вот в 1820-е годы - это признак лишь дорогой, щегольской кареты.
Чем отличаются «почтовые» лошади от «своих»? …Ларина , тащилась Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих…
Путешественник запасался документом (подорожной), куда вносился маршрут, чин, звание. От этого зависело количество лошадей. Онегин не служил, он имел право только на трех лошадей. Особы побогаче и служившие имели право от 12 до 20 лошадей.
А скорость была какова? Зимой не более 12 верст в час, летом -не более 10, а осенью-8. В сутки обычно проезжали 70-100 верст. На станции проезжающий платил «прогоны», т.е. оплачивал лошадей по таксе, которая колебалась от 8 до 10 копеек за одну лошадь на одну версту.(По тем временам, поездка оказывалась дорогой).
Вернемся к Лариной… Ларины ехали в Москву на «своих». В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им передохнуть, ночью не двигались с места, от этого скорость передвижения резко уменьшалась, уменьшалась и стоимость передвижения.
По воспоминаниям современников Пушкина, в дорогу готовились основательно: жарили телятину, гуся, утку, пекли пироги, калачи, в которые запекали яйца цельные с скорлупой. Это все складывали в ящик для харчевого запаса. А в погребце везли с собой тарелки, ножи, вилки, ложки, перечницу. Горчичницу, чай, сахар и прочие столовые приборы. Ну а без самовара никак было нельзя. Можно предположить, что хозяйственная Ларина путешествовала чуть поскромнее.
Сравним! Вновь тот же современник Пушкина Селиванов вспоминает, что такие путешествия до Нижнего Новгорода обходились в 20-25 рублей ассигнациями, т. е. по тем деньгам это составляло менее 7 рублей на четырех тройках. Мать Татьяны Лариной спрашивала «прогонов дорогих» и, видимо, понесла такие же расходы.
Парадокс! При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку делалась обычной деталью дорожного быта. При первом чтении романа мне было неясно, о каких циклопах идет речь. Выяснила и удивилась, что мастеровых по ремонту экипажей Пушкин назвал «сельскими циклопами».
вывод В 1820-е годы начали входить в употребление дилижансы- общественные кареты, ходящие уже по расписанию. Первая компания дилижансов. Ходивших между Москвой и Петербургом, была организована вельможами Воронцовым и Меньшиковым. Дилижансы брали зимой по 4 пассажира, летом - по 6. Путь из Петербурга в Москву они проделывали за 4-4,5 суток. Однако основным средством передвижения все же оставались кареты. Наряду с ними использовались брички, возки, телеги и зимой сани.
Пути дальнейшего исследования Роман Пушкина богат материалом, дающим представление о быте дворян онегинской поры. В дальнейшем хочется побольше узнать о развлечениях молодых людей того времени, об интересах и занятиях дворянской женщины, отраженных в романе Пушкина.