Сюжетно-композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 158
Презентация для классов "Сюжетно-композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Панорамный урок по русской литературе в 6 классе Сюжетно-композиционные особенности повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Тип урока: урок – исследование
Ожидаемый результат: учащиеся научатся проводить частичный литературоведческий анализ: выявление сюжетно-композиционных особенностей произведения и их влияние на раскрытие темы и идеи произведения, будет сформулирована и осмыслена основная идея произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Методы: эвристический, когнитивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, исследовательский. Оборудование: интерактивная доска, опорный конспект, фрагменты видеофильма, презентация, иллюстрации к “Станционному смотрителю”, репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”, раздаточный материал.
Цели и задачи урока: Научить литературоведческому анализу произведения на основе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Показать взаимосвязь сюжетно-композиционной организации и идейно-тематического уровня повести. Выяснить, каково решение темы “блудных детей” в “Станционном смотрителе”; сравнить его с библейской “Притчей о блудном сыне”. Продолжать работу по формированию речевых навыков Вызвать у детей чувство сострадания к брошенным родителям, заставить их задуматься над своим отношением к собственным родителям. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Организационный момент. Цель этапа: настроить учеников на восприятие и активное участие в работе над произведением. Постановка задачи урока перед учениками.
2.Разминка. Тренинг по теории литературы. Научное обоснование: Эта форма работы поможет сосредоточиться на проблеме урока, обострит произвольное внимание и улучшит мыслительные операции, повысит мотивацию учащихся. На этом этапе задания направлены на развитие мышления, внимания, совершенствование теоретических знаний по литературе, выявление основных составляющих литературных понятий: притча, повесть, сюжет. Методы: частично-поисковый, словесно-логический.
Задание №1 – средний уровень сложности: восстановить определение понятия «повесть». Повесть - _________ жанр, ____________ по объему, тяготеющий к ____________ сюжету, воспроизводящему __________ __________ жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг _______ _________, личность и судьба которого раскрываются в пределах _________ ______. Проблемный вопрос – высокий уровень сложности: на какие основные признаки повести следует обратить особое внимание и почему?
Задание №2 – средний уровень сложности: восстановить понятие «притча», указать его основную особенность. Притча - это ______ _______ рассказ в _______-__________ литературном жанре, заключающий в себе _______ или _____ поучение. Задание №3 –высокий уровень сложности: связать тему урока с данными понятиями, выделяя основные их составляющие. Данное задание звучит как итог Разминки.
2. Проверка домашнего задания: построить композицию повести «Станционный смотритель» Цель этапа: подвести учащихся к выявлению особенностей построения произведения и сюжета повести, начать исследовательскую деятельность на уроке. Композиция повести «Станционный смотритель»: 1. Рассуждения автора о станционных смотрителях. 2. Первая встреча с Самсоном Выриным и его дочерью. 3. Вторая встреча. Рассказ Самсона Вырина о Дуне. 4. Третий приезд повествователя. Рассказ мальчика о барыне. Проблемный вопрос: какую роль в повествовании играет Притча?
3. Организация исследовательской деятельности на уроке по выявлению особенностей композиции повести «Станционный смотритель». Работа с таблицей, сопоставительный анализ. Научное обоснование: на этом этапе работы используется дифференцированный метод, ученики самостоятельно проводят сопоставительный анализ Притчи о блудном сыне и повести «Станционный смотритель». Данный вид работы направлен на развитие мышления, исследовательских навыков, умения систематизировать материал, сопоставлять, делать выводы, совершенствует научные взгляды. Методы: частично-поисковый, словесно-логический, исследовательский, наглядно-иллюстративный, когнитивный.
Задание № 1: провести сравнение Притчи и повести на сюжетном уровне. Притча «Станционный смотритель» Сын уходит из дома Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно) Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой Радостная встреча сына с отцом Отец умер. На печальном кладбище заканчивается история Сын вернулся домой нищий и голодный Не вернулась, а зашла, проезжая мимо, богатая барыня Примирение с отцом Невозможность встречи и примирения
Задание № 2: подготовить ответы (в которых выскажите собственный взгляд на проблему) на следующие вопросы: каким вы видите финал повести, где он счастливее? Зачем А.С.Пушкин в основе произведения использует Притчу? В помощь учениками дается слайд с репродукциями по повести “Станционный смотритель”, картины Рембрандта “Возвращение блудного сына” Цель использования наглядности: воздействие на эмоциональное состояние учащихся, воссоздание образной картины .
Иллюстрация М.В. Добужинского к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1669 г.
Вывод по поведенному исследованию: 1. Композиционный прием зеркального отображения автор использовал с целью точного и полного осмысления идеи повести. 2.Своеобразие финальной сцены также указывает на специфику композиции повести: «открытый» финал дает возможность осмыслить основную идею произведения, сделать нравственный выбор.
Научное обоснование: на этом этапе работы ученики самостоятельно проводят сравнительный анализ чувств и состояния героев повести «Станционный смотритель», выявляют особенности сюжетной канвы. Расширить ответ, сделать его более осмысленным поможет таблица. Данный вид работы направлен на развитие мышления, исследовательских навыков, умения систематизировать материал, сопоставлять, делать выводы, совершенствует научные взгляды. 4. Организация исследовательской деятельности на уроке по выявлению особенностей сюжета повести «Станционный смотритель». Методы: частично-поисковый, словесно-логический, исследовательский, наглядно-иллюстративный, эвристический.
Задание: Распределить слова, обозначающие чувства и состояние героев произведения. Проблемный вопрос №1: что нарушает (кто прерывает) рассказ повествователя Белкина? ( в канву повествования включен рассказ самого Самсона Вырина) Испуг, тревога, тоска, негодование, одиночество, бессилие, отчаяние, любопытство, привязанность, доверие, любовь, счастье, богатство, рождение детей, безысходность, грусть, смирение, скорбь, надежда, вина. «Станционный смотритель» отец дочь
Проблемный вопрос № 2: зачем автор включает в повествование рассказ самого Самсона Вырина? В помощь учениками демонстрируется фрагмент видеофильма по повести “Станционный смотритель”. Цель использования фрагмента видеофильма: воздействие на эмоциональное состояние учащихся, воссоздание образной картины .
Вывод: своеобразие сюжета повести заключается во включении в канву повествования рассказа самого Самсона Вырина, что усиливает восприятие трагичного положения героя произведения, усиливает его достоверность и эмоциональный настрой.
5.Заключительная часть урока. Выводы. Рефлексия. Научное обоснование: данная часть урока поможет систематизировать весь полученный материал, обобщить его, выработать свою нравственную позицию по проблеме исследования, осмыслить свою работу на уроке, подготовит к творческой письменной работе. Методы: словесно-логический.
6.Домашнее задание. Подготовиться к письменной работе. Развернутый ответ на вопрос «Можно ли назвать финал счастливым и почему?» Научное обоснование: данный вид работы позволит ученику выразить свою точку зрения; способствует развитию письменной речи; систематизирует знания, полученные на предыдущих занятиях.