Учебники 📚 » Презентации » Презентации по Литературе » «Обломов» — роман-предупреждение

«Обломов» — роман-предупреждение

«Обломов» — роман-предупреждение - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
«Обломов» — роман-предупреждение:
Презентация на тему «Обломов» — роман-предупреждение к уроку по литературе

Презентация для классов "«Обломов» — роман-предупреждение" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Стремление к идеалу Тема. «Обломов» — роман-предупреждение. Историко-философский смысл романа «Облом
1 слайд

Стремление к идеалу Тема. «Обломов» — роман-предупреждение. Историко-философский смысл романа «Обломов».

- Каким должен быть идеальный человек? Какова идеальная жизнь?.. Как на эти вопросы ответит современ
2 слайд

- Каким должен быть идеальный человек? Какова идеальная жизнь?.. Как на эти вопросы ответит современный человек? Что думаете об этом вы? ? Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе? ? От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь Гончаров? Основные вопросы:

Формируя представление об идеальных чертах русского человека, об идеальном состоянии русской жизни,
3 слайд

Формируя представление об идеальных чертах русского человека, об идеальном состоянии русской жизни, автор на протяжении всего романа последовательно сопоставляет Обломова и Штольца не только как людей разных психологических типов, но и как представителей русской и немецкой национальных культур. Характеризуя Штольца как полурусского-полунемца, автор не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в контекст традиции изображения немцев в русской литературе. Вспомните: Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», гости Андрияна Прохорова в повести «Гробовщик», Германн в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Трудно найти среди них в полном смысле слова положительного героя. ? Какой обобщенный образ немца формируется в высказываниях персонажей романа «Обломов»?

Образ немца в восприятии героев романа «Обломов» 1. В уста каких персонажей автор вложил отзывы о не
4 слайд

Образ немца в восприятии героев романа «Обломов» 1. В уста каких персонажей автор вложил отзывы о немцах? (1,1; 1, IV ; 1, IX ; 2,1 ; 4, VII ) 2. Почему эти персонажи именно так представляют себе немцев? Захар Тарантьев

Некоторые исследователи романа «Обломов» увидели в образе Штольца только набор стереотипных черт. Та
5 слайд

Некоторые исследователи романа «Обломов» увидели в образе Штольца только набор стереотипных черт. Так, немецкий литературовед Уте Данненманн, рассуждая о романе И. А. Гончарова, пишет: «В этом романе герою, ленивому и ничем не интересующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассудительный человек. Он, получивший строгое, трудовое и практичное воспитание от отца-немца, честолюбив, целеустремлен и энергичен. Для него... важен рациональный подход к жизни, ему чужды страсти... Немец в романе организован, трудолюбив, экономен, серьезно относится к своему делу, педантичен. В сознании русского общества такое представление превращается в штамп». ? Справедливо ли видеть в образе Штольца только воплощение типичных черт немецкого характера? Возможно ли определить характер Обломова только как набор черт, типичных для русского человека?

? О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера говор
6 слайд

? О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и европейского типов характера говорят философы и литературоведы? ( Кавелин «Наш умственный строй»; И. А. Ильин «Творческая идея России»; Д. С. Лихачев «О национальном характере русских».) Черты русского характера Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществлять, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие», «мы слишком мало думаем». Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу, «русский народ— прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт— акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». «Русским свойственно стремление к воле», «стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», «Черт русского национального характера очень много... каждой черте противостоят ...и другие черты: щедрости— скупость (часто неоправданная), доброте — злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе стремление к деспотизму...»

_ Черты европейского типа характера Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко вс
7 слайд

_ Черты европейского типа характера Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума; чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности». ? Если бы перед нами была поставлена цель создать коллаж из фотографий и картин, отражающий состояние души Штольца, с какой трудностью мы неизбежно столкнулись бы? Вывод. Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных, с его точки зрения, чертах: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон, в Штольце — деятельность, решительность.

? С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? Обломов и Штольц были
8 слайд

? С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? Обломов и Штольц были необходимы друг другу, они дополняли друг друга. Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собран ность, целеустремленность Штольца. ? Есть ли в романе подтверждение справедливости такого предположения?(Вспомните сцену расставания Обломова и Штольца. 4, IX ) В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля. Как вы думаете, насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности? ? Как сопоставление с героями народных сказок обогащает читательское понимание образа Обломова?

? О чем он мечтает? Как эти мечты характеризуют Обломова? То, о чем мечтает Обломов (тишина, покой,
9 слайд

? О чем он мечтает? Как эти мечты характеризуют Обломова? То, о чем мечтает Обломов (тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья), так буднично, что, с точки зрения Штольца например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои (Иванушка-дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они просто живут... А жизнь дарит им чудо — осуществляет для них меч ты множества других людей. Так получается, что к финалу романа, даже несмотря на смерть героя, в душе читателя все же остается необъяснимое ощущение ожидания чуда.

Автор завершает роман сценой случайной встречи Штольца с Захаром. ? Как содержание финальной сцены р
10 слайд

Автор завершает роман сценой случайной встречи Штольца с Захаром. ? Как содержание финальной сцены романа помогает понять авторскую позицию по отношению к герою? Захар — верный спутник Обломова, хранитель уклада и духа Обломовки. Его судьба — творение Обломовки, память о ней и приговор ей. Захар зависел от Обломова абсолютно во всем, и финал его жизни оказался трагичным: перед читателем больной, нищий старик, без дома, без близких людей, плачущий о своем барине и продолжающий боготво рить его. Это один из главных итогов жизни Обломова...

? Чем обернулись мечтания Обломова? Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя о
11 слайд

? Чем обернулись мечтания Обломова? Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил Штольцу. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны... ? Но можно ли сказать, что жизнь Обломова прошла совсем впустую?

? Какую жизненную мудрость автор стремится донести до читателя, рассказав историю жизни Обломова ? ?
12 слайд

? Какую жизненную мудрость автор стремится донести до читателя, рассказав историю жизни Обломова ? ? Что думал о жизни сам Обломов. I, II ; I, VIII ; 2, IV

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем, сформулированных как основные вопросы урока. 1.
13 слайд

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем, сформулированных как основные вопросы урока. 1. Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе? 2. От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь читателей автор?

Отзывы на uchebniki.org.ua "«Обломов» — роман-предупреждение" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация