Соловей как поэтический образ А. Дельвига
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 163
Презентация для классов "Соловей как поэтический образ А. Дельвига" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Соловей как поэтический образ А. Дельвига Работу выполнила: Сафарова Яна, ученица 7 А класса, Руководитель: Светопольская Т.Ф., учитель русского языка
Цель работы: Рассмотреть образ «соловья» в поэзии А. Дельвига Задачи работы: Исследовать образ «соловья» в творчестве поэтов начала ХIХ века. Выяснить роль образа «соловья» в поэзии А. Дельвига. Развить представление о поэзии А. Дельвига.
Русский поэт, критик, журналист, лицейский друг Пушкина, барон А.А. Дельвиг родился 6 (17) августа 1798 года в Москве Антон Дельвиг
Дельвиг - первый издатель первой русской "Литературной газеты", критик и публицист, переводчик и собиратель фольклора, автор знаменитого "Соловья"... Просто барон Антон Антонович Дельвиг, "чья жизнь была богата не романическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым чистым разумом и надеждами" (Пушкин - П. Плетневу 31 января 1831 г.).
Дом Дельвига стал одним из литературных центров; его посещали Пушкин, Жуковский, Баратынский, Мицкевич, Языков, Плетнев, князь Вяземский, Гнедич. В их доме устраивались литературно-музыкальные вечера. Часто исполнялись романсы на стихи Языкова, Пушкина и самого Дельвига. После того, как молодой композитор Алябьев написал музыку на слова его стихотворения "Соловей", романс запела вся Россия.
Творчество Дельвига изучено мало и практически забыто. В истории русской литературы Дельвиг известен прежде всего как лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкина, якобы всецело находившийся под его влиянием. Между тем такое представление о Дельвиге приходится признать недостаточным: он был хотя и не очень крупным, но талантливым и самобытным поэтом и старался идти самостоятельным творческим путём. Поэтическое наследие Дельвига невелико, писал он мало (всего около 170 стихотворений, из которых при его жизни было напечатано меньше ста). Но Дельвиг и в самом деле внёс нечто новое в русскую поэзию. Его идиллии высоко ценил Пушкин, он смело вводил в поэзию народно-песенные размеры и внедрял в неё такую строгую стихотворную форму, как сонет. Дельвиг - первый издатель первой русской "Литературной газеты", критик и публицист, переводчик и собиратель фольклора, автор знаменитого "Соловья".
Наибольшей популярностью образ "соловья" пользуется в русской поэзии в 1800-1820-е гг. В лирике начала ХIХ века "соловей" приобретает всеобщее распространение. По нашим подсчётам, этот образ встречается свыше 100 раз. "Соловей" выступает в следующих эстетических функциях: 1) знак; 2) эмблема; 3) персонификация; 4) метафора; 5) традиционный символ; 6) индивидуально-авторский символ.
Характерной чертой образа соловья в поэзии I-й половины XIX века является его включённость в пейзажный поэтический комплекс, сентиментальный ("лесочек", "розаны", "лилеи", "струи," "хиженка", "нимфы", "Амур") или романтический ("сад", "дубрава", "ручьи", "луна", "звёзды", "скамья", "беседка" и т.д.). Содержательное ядро символа формируется в рамках устойчивого поэтического комплекса. "Соловей" и его поэтический комплекс переходит из текста в текст, и на этом основании может быть легко идентифицирован.
Второй существенной чертой образа-"соловья" является то, что он встречается в основном в произведениях любовной тематики. Раскрытие любовных переживаний личности осознаётся как одна из первоочередных задач поэзии первого десятилетия XIX в. В представлении поэтов нового времени любовь противостоит официальному миру карьеризма и стяжательства, в любви раскрываются лучшие качества человека. Романтики считают, что любовь является и одним из проявлений идеального, возвышенного начала. Лирика любви стала важным завоеванием поэзии изучаемого периода.
Для сентиментальной поэзии была характерна установка на идиллическое изображение действительности. В стихотворениях С.А.Тучкова, П.А.Корсакова, В.Л.Пушкина и других поэтов большое место занимает изображение природы. Она лишена каких бы то ни было реалистических черт, приукрашена, идеализирована. Поэтическая картинка природы напоминает красивую декорацию: зелёные рощицы, журчащие струи, благоухающие розаны, незатейливые хижинки. Картинку озвучивает "нежное" или "томное" соловьиное пение. На фоне природы, под аккомпанемент соловьиных трелей разворачивается "роман" условных пастушка и пастушки: Вот зажглась луна златая! Хлоя, свет моих очей, Выдь из хижинки твоей! Ночь прекрасна! Распевая, Слух пленяет соловей.
В поэзии начала XIX в. "соловей" и его идиллический комплекс выполняют важную функцию - способствуют созданию идиллической атмосферы, некого пасторального рая, Аркадии, что, безусловно, отвечало основным эстетическим установкам сентиментализма. В "Словаре сюжетов и символов в искусстве" Д.Холла читаем: "Аркадия. Пасторальный рай, которым правит бог Пан (бог овец и рогатого скота) и который населён пастушками и пастушками, нимфами и сатирами. Все они пребывают в атмосфере экзальтированной любви" [Холл 1996: 83]. В стихотворениях Н.М.Карамзина, В.Л.Пушкина, С.А.Тучкова и других поэтов "соловей" занимает иерархическое положение в структуре пейзажного идиллического комплекса. В отличие от других поэтических реалий (розан, лилеи, струи) "соловей" соотнесён не только с идиллическим миром природы, но и с чувствительными переживаниями лирического героя. В стихотворениях поэтов-сентименталистов семантика соловья-эмблемы носит строго регламентированный характер, является выражением нескольких устойчивых любовных мотивов: радость разделённой любви, любовное томление, боязнь любви, страсть, печаль в разлуке, ревность и т.д. Каждый любовный мотив находит воплощение в целом ряде поэтических текстов.
В стихотворениях А.А.Дельвига, Д.П.Ознобишина, К.П.Масальского, А.В.Кольцова, Н.М.Языкова, А.А.Бестужева-Марлинского и других романтиков находим более детализированное, объективированное, приближенное к действительности изображение природы. По сравнению с поэтами-сентименталистами, романтики вносят ряд новых, конкретных черт в изображение поэтической картинки соловьиного пения. У них "соловей" поёт в "дубраве", "роще", "саду", в "тени ветвей", под "кровом девственных аллей", под "черёмухой душистой" и т.п. Поэты-романтики точно указывают и время суток, когда раздаётся соловьиное пение - это вечер или ночь. Например: О чём, о чём в тени ветвей Поёшь ты ночью, соловей? (П.А.Катенин "Любовь", 1827 [Песни 1988, I: 293]). И соловей, пленительно тоскуя, О чём поёт во мгле и тишине? (А.А.Бестужев-Марлинский "Из повести "Испытание", 1830 [Песни 1988, I: 461]).
В 1829 году вышел единственный сборник стихов А. Дельвига. Завершается сборник стихотворным «Эпилогом»: Так певал без принужденья, Как на ветке соловей, Я живые впечатленья Полной юности моей. Сравнение поэта с птицей (соловьем) связано с раздумьями Дельвига о цели творчества и назначении поэта.
Для характеристики собственного творчества Дельвиг предпочитает именно образ соловья (птицы не столь царственной, как орел или лебедь, но «сладкогласной»). Этот образ становится символом поэта, его творческих принципов, его пути.
Другая линия использования рассматриваемого образа связана с изображением картин природы. Чаще всего соловьи и их пение являются деталью условного поэтического пейзажа, «озвучивают» его.
Часто встречается образ птицы и в русских песнях Дельвига. Этот образ выступает символом воли, радости, беззаботности ( но и беззащитности). Все эти представления близки героям песен, жалующимся на судьбу, на жизнь, из которой ушла радость, на свою беззащитность перед окружающим миром. Поэтому так часты обращения героев именно к пташкам.
Заключение Прочитав и проанализировав более 40 стихотворений А.Дельвига, где встречается образ соловья, мы пришли к следующим выводам: Образ соловья был известен в поэзии предпушкинской поры. Наибольшей популярностью образ соловья пользуется в русской поэзии в 1800-1820-е гг. Характерной чертой образа соловья в поэзии I-й половины XIX в. является его включённость в пейзажный поэтический комплекс, сентиментальный или романтический. Второй существенной чертой образа соловья является то, что он встречается в основном в произведениях любовной тематики. В лирике А.Дельвига мы обнаруживаем не только связь с традицией, но и определенное своеобразие: 1) Обращаясь к теме назначения поэта и поэзии, Дельвиг использует образ птицы, который помогает ему выразить определенную авторскую позицию. Соловей становится символом поэта, его творческих принципов, его пути. 2) Соловей является деталью условного поэтического пейзажа. 3) Часто встречается образ соловья в песнях А.Дельвига. Этот образ выступает символом воли, радости, беззаботности, беззащитности.
Вывод Образ соловья занимает достаточно важное место в лирике А. Дельвига. В подаче образа соловья мы обнаруживаем не только связь с традициями, но и определенное своеобразие. Образ соловья становится символом поэта, его творческих принципов, его пути.
Использованная литература Аверинцев С.С. Символ // Литературный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1983.- С.378-379. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М.: Высш. шк., 1989.- 407 с. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы.- М: Наука, 1976.- С.369-451. Гинзбург Л.Я. О лирике.- Л.: Сов. писатель, 1974.- 408 с. Ильичёв А.В. Образы-символы в лирике А.С.Пушкина 1830-х годов: Автореф. дис. ... канд. фил. наук.- Л., 1988.- 20 с. Крохина М.Ю. Миф и символ в романтической традиции: Автореф. дис. канд. филол. наук.- М., 1980. Мучник Г.М. Композиционные способы выдвижения образа-символа в художественном произведении // Художественное творчество и взаимодействие литературы: Сб. науч. ст.- Алма-Ата, 1985.- С. 36-43. Песни русских поэтов: В 2 т.- Л.: Сов. писатель, 1988. Поэты 1790-1810-х годов.- Л.: Сов. писатель, 1971.- 912 с. Поэты 1820-1830-х годов.- Л.: Сов.писатель, 1972. Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма.- М.: Сов. Россия, 1989.- 368 с. Сафьянова И.В. Анализ символики поэтического текста // Текст как объект комплексного анализа в вузе.- Л., 1984. Старинные романсы.- М.: Знание, 1988.- 96 с. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве.- М., 1996. Храповицкая Г.Н. Двоемирие и символ в романтизме и символизме // Филологические науки.- 1999.- ї 3.- С. 35-41. Языков Н.М. Стихотворения. Сказки. Поэмы. Драматические сцены. Письма.- М.-Л.: Худ. лит., 1959.- 509 с.