Модернизм в русской поэзии рубежа веков
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 229
Презентация для классов "Модернизм в русской поэзии рубежа веков" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Проблемный вопрос: - что дает основание для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы так различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? Цель урока: дать общее представление о «серебряном веке» русской поэзии; на основе анализа стихотворений сформулировать основные принципы поэзии модернизма.
Сегодня «Серебряным веком» русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Определение предложено философом Николаем Бердяевым. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
Модернизм (от фр. современный) - термин, которым обозначаются многие явления литературы и искусства XX века, именно этим веком рожденные, новые по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с реализмом 19 века.
Декаданс (фр. упадок) - упадочные явления (т.е. настроения пассивности и безнадежности) в философии, искусстве и литературе конца XIX - начала XX века в Западной Европе, затронувшие также и русскую культуру этого времени. Тогда же возник термин «конец века» - конец надежд, утрата идеалов.
Декаданс Модернизм Стремление уйти в узколичный мир Неприятие общественной жизни Повышенный интерес к болезненным состояниям духа Создание культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества
*** Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами. В.Соловьев Шорох в глуши камыша, Шелест – шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шепот души заглуша, Шепот, смущенье и дрожь, Ширью и тишью живешь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин. В.Брюсов ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене… Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. В.Брюсов Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неясное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус
АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. *** Радостно и ясно – Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. А. Ахматова ЖОНГЛЕР Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча. Амс. В. Каменский
*** Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами. В.Соловьев Шорох в глуши камыша, Шелест – шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шепот души заглуша, Шепот, смущенье и дрожь, Ширью и тишью живешь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин. В.Брюсов ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене… Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. В.Брюсов Мне мило отвлеченное: Им жизнь я создаю… Я все уединенное, Неясное люблю. Я - раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус
Символисты Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870 -1890г г.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия Критерии для сопоставления 1.Определение 2.Цель творчества 3.Отношение к миру 6.Основные представители 4. Отношение к слову 5. Особенности формы Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове, пророчество Господство намёков и иносказания , знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи Старшие символисты: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб Младшие символисты: А.Белый, А.Блок, С Городецкий
АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. *** Радостно и ясно – Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. А. Ахматова ЖОНГЛЕР Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча. Амс. В. Каменский
Критерии для сопоставления 2.Цель творчества 1.Определение 3.Отношение к миру 4.Отношение к слову 5.Особенности формы 6.Основные представители Акмеисты Акмеизм (от греческого «острие, высшая степень чего-либо»)- модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма Возвращение поэзии ясности, вещности Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких, вещных знаков Конкретная образность "прекрасная ясность" Н.Гумилев, О.Мандельштам А.Ахматова Г.Иванов В.Нарбут Стремление придать слову определенное, точное значение
АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко… На столе забыты Хлыстик и перчатка. *** Радостно и ясно – Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. А. Ахматова ЖОНГЛЕР Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб. Шар-шор-шур-шир. Чин-драх-там-дззз. Шар-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча. Амс. В. Каменский
Одержимость идей разрушения старого мира Футуризм (от лат. "будущее")- авангардистское течение начала XX века, в котором особенно заметны черты социального протеста , отхода от буржуазной культуры Вызов традиции Футуристы Критерии для сопоставления 3.Отношение к миру 4.Отношение к слову 5.Особенности формы Интерес к "самовитому слову", словесным деформациям, создание неологизмов 1.Определение 2.Цель творчества 6.Основные представители Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа Эгофутуризм: И.Северянин Кубофутуризм: В.Хлебников, Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский. «Центрифуга»: Б.Пастернак, Н.Асеев.