Мать и сын
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 209
Презентация для классов "Мать и сын" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Варвара Петровна – женщина умная, достаточно образованная и властная. В детстве испытала притеснения отчима, бежала к дяде и скоро после его смерти стала единственной наследницей его миллионов. Одиночество и обида на весь свет сделали Варвару Петровну капризной и жестокой «тираншей». Она была изобретательна в наказаниях. Никому, кроме мужа, не позволяла себе перечить.
Ей хотелось, чтобы всё было грандиозно, чтобы походило на «двор». Слуги называются министрами. Дворецкий – министр двора, мальчишка, лет 14, заведовавший почтой, назывался министром почты. При госпоже на посылках были мальчики-пажи, которые выполняли все её поручения и неотлучно находились при ней. Существовал известный церемониал обращения с барыней: не сразу министр двора мог начать с ней разговор. Она должна была дать знак разрешения.
За почтой посылали ежедневно верхового. Но не сразу, не просто можно было отдать эти письма. Варвара Петровна всегда отличалась нервностью (падение ножниц приводило её в такое волнение, что приходилось подавать флакон со спиртом). Министр двора разбирал письма и смотрел, нет ли какого с траурной печатью. Смотря по содержанию почты, дворовый флейтист играл мелодию весёлую или печальную, подготовляя барыню к предстоящим впечатлениям. Если от любимого сына Ванечки долго не было писем, барыня секла мальчика -почтальона. Тургенев об этом знал и старался писать исправно.
Постороннему лицу (особенно не именитому) не так легко было въехать в Спасское. Еще не знаешь, куда попадёшь! Но «двор» знал. Прямо подъезжать к дому с колокольчиками мог только исправник (начальник уездной полиции). Другие за версту отвязывали колокольчик, чтобы не беспокоить барыню.
Варвара Петровна была противоречивым человеком. Она открыла училище для крестьянских детей, основала вблизи Спасского «приютную ферму для бедных дворянок», богадельню и больницу с врачом и фельдшером В доме обучали французскому языку некоторых дворовых. Например, одной девушке по указанию госпожи было поручено делать выписки из французских книг. Обучали некоторых и бальным танцам для развлечения гостей. В поместье был свой хор певчих, обученных церковному пению. Но когда Варвара Петровна выдала замуж свою главную камер-фрейлину Агашеньку и у той родилась дочь, она приказала отдать ребёнка кормилице в деревню. Агашенька решилась обмануть барыню: спрятала ребёнка и сама ходила его кормить, скрываясь от барыни. Вся дворня об этом знала, и все молчали, никто не проговорился. За не так поданную чашку, за нестёртую со стола пыль горничных ссылали на скотный двор или в дальние деревни – на тяжёлую работу. За сорванный кем-то тюльпан секли подряд всех садовников. За недостаточно почтительный поклон барыне можно было угодить в солдаты (по тем временам это равнялось каторге). На конюшне пороли провинившихся почти каждый день.
Большим уважением у всех и у госпожи пользовался дворецкий Лобанов, образованный и начитанный человек. Он знал французский язык и ежедневно в 10 утра являлся к барыне с докладом. Во время одного из докладов барыня возвысила голос и хотела ударить дворецкого по лицу, но он вырвал хлыст и отбросил его в дальний угол комнаты. Бунтовщика арестовала «полиция». Далее приказ: одеть в серую крестьянскую свитку, обуть лапти и сослать в дальнюю деревню. После смерти Варвары Петровны, по её завещанию, Лобанов получил вольную и 500 рублей наградных.
Если до Тургенева доносились стоны и крики дворовых из конюшни, когда их наказывали плетьми, он бежал к матери и требовал отмены наказания. Однажды Тургенев-студент узнал, что мать продала другой помещице, которую крестьяне за жестокость прозвали Медведицей, непокорную девку Лушку. Он спрятал девушку, а потом, когда приехал исправник за крепостной, вышел ему навстречу с ружьём. «Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне. Она, между прочим, была причиной тому, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом».
Иван – любимец матери, но это не спасало его от материнского гнева, от наказания розгами. В Спасском была своя полиция, а возглавляла её старуха Прасковья Ивановна с трясущейся головой и отвратительной наружностью. Её наговоры приводили к жестоким наказаниям не только дворовых, но и детей. Отец никогда не вмешивался.
«Однажды мать, наслушавшись доносчиков, без всякого суда и расправы начала меня сечь. Секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня наказывают, приговаривала: «Сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, за что тебя секу». Так продолжалось 3 дня. Варвара Петровна заявила, что будет сечь сына до тех пор, пока он не признается в своём преступлении. И вот ночью, ничего за собой не найдя, глотая слезы, Ванечка решил бежать из дома. «Я уже встал, потихоньку оделся и в потёмках пробирался коридором в сени. Не знаю, куда я хотел бежать, только чувствовал, что надо убежать и убежать так, чтобы не нашли, и что это единственное моё спасение. Я крался как вор, тяжело дыша, и к ужасу моему увидел, что ко мне кто-то приближается, это был немец – мой учитель. Он поймал меня за руку, очень удивился и стал меня допрашивать. Тут добрый старик обласкал меня, обнял и дал слово, что больше меня наказывать не будут. На другой день, утром, он постучал в комнату моей матери и о чём-то долго с ней беседовал. Меня оставили в покое».
Всё тяжелее Тургеневу было жить в Спасском и оставаться свидетелем причуд матери. Всё чаще возникали конфликты и споры. Варвара Петровна любила устраивать сыну торжественную встречу. Когда его ожидали, на поворотах расставляли верховых, чтобы давали тотчас знать о приезде барина. Дворовых мужчин выстраивали во дворе, чтобы они его приветствовали, а женщин на балконе, у подъезда. Они встречали барина криками: «Ура, Иван Тургенев!» Ивану Сергеевичу эта комедия не нравилась. В один из приездов он взглянул на балкон, где сидела мать, приживалки, дворовые девушки, и приказал кучеру ехать обратно в Москву.
Прототип – это лицо, действительно существовавшее в жизни и послужившее основой литературного образа. Прототипом барыни является мать И. С. Тургенева, Варвара Петровна, жестокая крепостница. Образ барыни типичен, поэтому у героини нет собственного имени.