Нравственный смысл повести В.Г.Распутина «Живи и помни»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 363
Презентация для классов "Нравственный смысл повести В.Г.Распутина «Живи и помни»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Личности в литературе В середине семидесятых годов в нашей стране произошел тихий переворот – группа писателей стала работать так, будто никакого соцреализма не существовало. Их стали называть деревенщиками, а правильнее было бы – нравственниками. Первый из них – Валентин Распутин. А.И.Солженицын
Наши ценности Первое богатство и состояние человека – в этом ларце, который им самим и строится , и наполняется. Только владея им, и одушевляемся мы, он затепляет нас и озаряет, дает свет видеть дальше глаз. Присмотритесь внимательнее вокруг – и вы отличите «озаренных» от тусклоликих и близоруких, ничем, кроме физических желаний, не помеченных. А отличив, увидев, и вы тем самым начнете строительство некоего храма, или ларца, как угодно его назовите, который поможет вам в век распродажи быть созидателем. В.Распутин. «Спустя сроки…»
Из жизни нашего современника… 1937 г. - в селе Усть-Уда Иркутской области родился Валентин Григорьевич Распутин 1959 г. – окончание историко-филологического факультета Иркутского университета 1964 г. – работа внештатным корреспондентом в областной молодежной газете, затем на телевидении 1961 г. – первые публикации рассказов
Творчество «Костровые новых городов»(1966) «Край возле самого неба»(1966) «Деньги для Марии»(1967) «Последний срок»(1970) «Уроки французского»(1973) «Прощание с Матерой»(1976) «Живи и помни»(1977) «Прощание с Матерой»(1976) «Век живи – век люби»(1982) «Пожар»(1985)
Награда 2000 год – В.Распутин награжден премией А.И.Солженицына «За пронзительность выражения поэзии и трагедии русской жизни в сращенности с русской природой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал»
Проблематика повести «Живи и помни»(1977 год) 1.Проблема нравственного выбора 2.Проблема ответственности за свои поступки 3. Проблема ответственности за судьбу близкого человека 4.Проблема долга, соотношения личного и общественного 5.Проблема нравственных ценностей 6. Проблема памяти
Основной конфликт повести Трусость Долг Жестокость Совесть Индивидуализм Нравственность Предательство
Особенности композиции повести 1.Отсутствие строгой хронологической последовательности повествования 2.Использование ретроспекции (РЕТРОСПЕКЦИЯ – экскурс в прошлое героя), позволяющей высветить в прошлом мотивы, истоки поведения героев, психологически убедительно выстроить финал повести
- Но как, как ты насмелился? Это непросто. Как у тебя духу хватило? - Дышать нечем было – до того захотелось вас увидеть. Оттуда, с фронта, конечно, не побежал бы… Тут показалось вроде рядом. А где ж рядом? Ехал, ехал… до части скорей доехать. Я ж не с целью побежал. Потом вижу: куда ж ворочаться? На смерть. Лучше здесь помереть. Что теперь говорить! Свинья грязи найдет.
Моя судьба известная, нечего теперь о ней хлопотать. Я шел и думал: приду, погляжу на Настену, попрошу прощенья, что сломал ей жизнь, что гнул без нужды да изгалялся, когда можно было жить…Придет пора, я сгину. Но потерпи. Раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать.
И грех родительский достанется ему, суровый, истошный грех, - куда с ним деваться?! И не простит, проклянет он их – поделом.
Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой! Где набрала она вины для такого стыда?... сладко жить, страшно жить, стыдно жить.
Тернист путь человека, противопоставившего себя людям, вставшего на путь предательства. Судьба человека неотделима от общенародной судьбы. Человек ответственен за свои поступки, за свой выбор. ЖИВИ И ПОМНИ