Женственное начало в лирике К.Д.Бальмонта
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 157
Презентация для классов "Женственное начало в лирике К.Д.Бальмонта" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Поистине, Бальмонту принадлежат победная пальма и дельфийский лавр за то, что он – поэт, только поэт, всегда и во всём, и каждое дыхание его жизни - поэзия и каждый звук его свирели - дыхание жизни…» В.Иванов.
К.Д.Бальмонт (1867-1942) – поэт с большой буквы, но на долгое время оказавшийся вне поля зрения русского литературоведения. Бальмонт безраздельно царил « над русской поэзией » в конце 19 – начале 20 века. Однако после эмиграции во Францию его имя было надолго исключено из учебников и антологий по литературе Серебряного века. Ровно через столетие пристальное внимание ученых вновь приковано к этому незаслуженно забытому поэту.
Разные аспекты творчества Бальмонта раскрыты исследователями в последнее время. Но совсем не изученными остаются проблемы, связанные с женственным началом в его лирике. Женское начало становится одной из необходимых составляющих гармоничного бальмонтовского космоса.
1. Выявить женское начало в лирике Бальмонта; Проследить его развитие и достижение новых форм в кульминационный период творчества; Определить роль женского начала в творческом процессе; . Выявить и проанализировать средства воплощения этого начала в лирике.
* Выявить способы женского начала в лирике поэта; * Показать средства создания поэтического образа Бальмонтом; * Определить место женского начала в художественном мире поэта.
«Эпоха Серебряного века – русский ренессанс – в числе самых загадочных страниц отечественной культуры. Одна из очевидных особенностей философии Серебряного века – всплеск интереса к проблеме женщины и женственности» Бальмонт увлечен философскими идеями Вл.Соловьева. Он воспринял его учение о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить « землю » и « небо » и спасти мир.
Психология женщины очень часто останавливает на себе внимание поэта, и мне кажется, что он лучше воспроизводит душевный мир женщины, чем мужчины. К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. 1926. К.Д.Бальмонт. 1920-е годы. К.Д.Бальмонт и И.С.Шмелев. Вилла «Жаворонок».
Ты мне говоришь, что как женщина я, Что я рассуждать не умею, Что я ускользаю, что я - как змея, - Ну что же, я спорить не смею. Люблю по-мужски я всем телом мужским, Но женское - сердцу желанно, И вот отчего, рассуждая с другим, Я так выражаюсь туманно. Я женщин, как высшую тайну, люблю, А женщины любят скрываться, - И вот почему я не мог, не терплю В заветных глубинах признаться. Но весь я прекрасен, дышу и дрожу, Мне жаль, что тебя я печалю. Приблизься: тебе я всю правду скажу, А может быть, только ужалю.
Я ЗНАЛ М. А. Лохвицкой Я знал, что, однажды тебя увидав, Я буду любить тебя вечно. Из женственных женщин богиню избрав, Я жду — я люблю — бесконечно. И если обманна, как всюду, любовь, Любовью и мы усладимся, И если с тобою мы встретимся вновь, Мы снова чужими простимся. А в час преступленья, улыбок, и сна Я буду — ты будешь — далеко, В стране, что для нас навсегда создана, Где нет ни любви, ни порока.
К ЕЛЕНЕ. О Елена, Елена, Елена, Как виденье, явись мне скорей. Ты бледна и прекрасна, как пена Озаренных луною морей. Ты мечтою открыта для света, Ты душою открыта для тьмы. Ты навеки свободное лето, Никогда не узнаешь зимы. Ты для мрака открыта душою, И во тьме ты мерцаешь, как свет, И, прозрев, я навеки с тобою, Я – твой раб, я – твой брат – и поэт. Некоторые исследователи считают, что это стихотворение Бальмонт посвятил своей третьей жене - Елене Цветковской, а на самом деле он его посвятил Лохвицкой. Ты сумела сказать мне без речи: С красотою красиво живи, Полюби эту грудь, эти плечи, Но, любя, полюби без любви. Ты сумела сказать мне без слова: Я свободна, я вечно одна, Как роптание моря ночного, Как на небе вечернем луна. Ты правдива, хотя ты измена, Ты и смерть, ты и жизнь кораблей. О Елена, Елена, Елена, Ты – красивая пена морей.
К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Конец 1930-х годов Слева направо: Мирра Бальмонт, А.Н.Иванова, Ив Жантийом, О.А. и И.С. Шмелевы, К.Д.Бальмонт и Е.К.Цветковская. Капбретон. 1920-е годы М.Лохвицкая
Обыкновенные поэты, даже самые впечатлительные и пламенные, всегда рассказывают, как они влюблялись в разных дам. У Бальмонта, совершенно наоборот, всегда сообщается, как все женщины в него влюбляются, блаженно ему шепчут: «Это ты, это ты», «Ах, как сладко с тобой». Не они его, а он их «обжигает» поцелуем «несказанным». И поэт до такой степени привык делать счастливыми десятки своих возлюбленных, что он так уже прямо и говорит: «Мой сладкий поцелуй». Обаятельность его совершенно неотразима: «Я весь весна, когда пою, я светлый бог, когда целую». «Кто равен мне в моей певучей силе»?- задается он вопросом и тотчас же отвечает: «Никто, никто».
Символический стих Константина Бальмонта сближается с мифом: В стихотворении "Славянское Древо" он воспевает мифопоэтические мировое древо, отвлеченно вобравшее в себя "все известные породы деревьев". Основная черта поэзии Бальмонта— желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты.
Бальмонт - поэт старшей плеяды российских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Его стихи сближаются с мифом. Лирический герой его поэзии движим рвением окунуться в "безбрежность" мира, в нескончаемое его обилие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой "мимолетности" жизни. В стихотворении "Завет бытия" (1901) поэт заявил, что его поэтическая программа завещана ему самой природой: ...Мне ответил играющий ветер "Будь воздушным, как ветер, как дым!» ...Мне ответило звучное море: "Будь постоянно полнозвучным, как я!" ...Ничего не ответило солнце, Но душа услыхала: "Гори!"
Поклонение стихиям у Бальмонта было связано с культом красы, безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам и попыткой возвысить « безусловную свободу демонической, все преступающей личности ».
Бальмонт сам себя считает поэтом стихий. « Огонь, Вода, Земля и Воздух, - четыре царственные стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Огонь же – это «любимая моя стихия… Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым »
1)Период угнетенности и печали; 2)Переходный период; 3) Период радостного и жизнеутверждающего мироощущения.
В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД его творчества он пишет сборник «Под северным небом» - тут все серо, тоскливо, безнадежно. Жизнь представляется «болотом», душу давит «бесконечная печаль», привлекают и манят к себе таинственные «духи ночи», и с собою любовью воспевается «царство бледное луны». В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД он пишет два типически-декадентских сборника : «В Безбрежности» и «Тишина» - тут уже не только угрюмая тоска, но и возведение бессилия в перл создания и апофеоз гордого уединения, роковым образом переходящего в самодовлеющий эгоизм. ВТОРОЙ ПЕРИОД - это новый этап его творчества, он пишет сборники «Горящие здания» и «Будем как Солнце». На смену уныло-сумрачному настроению приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение.
Символический стиль Бальмонта закреплён в его живом, поэтическом слове, мысль кажется изломанной, манерной, но никогда не теряет при этом образности и точности. Лучше всего об этом сказал сам поэт: Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей. Оригинал автора
Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха . Он использует такие тропы, как: Метафоры («бьёт дыханьем твердь», вал «мятежиться», Эпитеты( «бесстрастная звезда», «непонятная лазурь», «звучная волна»); Ассонансы (Луга удирают далеко – далеко, Во всём утомленье – глухое, немое); Аллитерацию («Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется чуждый чарам черный челн Неологизмы (мятежиться, предлунный, внемирный); Отвлеченные слова( безызмерность, печальность, (росистая) пъяность, запредельность, напевность, многозыблемость, кошмарность, безглагольность).
Выводы: 1.Творчество Бальмонта зависит от фактов его биографии. 2.В сборниках стихотворений нашли отражение любовь поэта к разным женщинам, в разные периоды его жизни. 3.Символические стихи Бальмонта сближаются с мифом. 4.Огонь, Вода, Земля и Воздух - четыре царственные стихии, которым поклоняется Бальмонт. 5.Книги Бальмонта образуют «звенья», в них есть «внутренняя неизбежность» единого пути – устремленность к «свету», «огню», «Солнцу». 6.Нежность, женственность – основные определительные свойства поэзии Бальмонта. 7. Произведения Бальмонта отличаются музыкальностью и легкостью стиха .