Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 187
Презентация для классов "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы МКОУ «ДСОШ №2» Т.И. Бурнашовой.
Духовность - отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенству, высоте духа.
Нравственный - соблюдающий требования морали; относящийся к духовной жизни. Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова.
Цель уроков литературы: Формирование духовно-нравственных качеств личности. Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.
деятельность. Урок литературы Духовно-нравственное воспитание Научно-исследовательская деятельность Внеурочная деятельность
Темы исследовательских работ в 5-8 классах. Связь литературы с изучением курса «ОРКиСЭ» Вавилонское столпотворение. Вавилон- город грешный в Библии, живописи и русской литературе. Тема грехопадения в разных религиях. Тема света и тьмы в Библии, живописи и русской литературе. В начале было Слово. Тема слова в Библии, русской поэзии. Тема Рождества в Библии. Притчи в Библии и русской литературе. Притчевое начало в детских рассказах А.Платонова Притчи Соломоновы. Народные календарные праздники в разных религиях и их отражение в литературе ( Святки, Масленица, Сабантуй, Весак, Песах и др.). Православные праздники и их отражение в литературе. ( Пасха, Рождество ).
Исследовательские работы в 9-11 классах. «Мифологические мотивы в творчестве русских поэтов». «Дьяволиада в русской литературе». «Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита», « Странники в русской литературе». Тема выбора в Библии, живописи и русской литературе ( на материале творчества А.С. Пушкина ( Моцарт и Сальери), Васнецова ( Витязь на распутье). Сотворение мира в мифологии, Библии, науке. Тема Творца. Тема свободы в Библии, живописи и русской литературе ( на материале творчества А.Ахматовой). Вавилонское столпотворение. Тема греха в Библии, живописи и русской литературе( на материале творчества И.А. Бунина ( «Господин из Сан-франциско). Тема света и тьмы в Библии, живописи и русской литературе. (на материале творчества Тютчева Ф.И.).
Исследовательские работы в 9-11 классах. Тема света и тьмы в Библии, живописи и русской литературе. на материале творчества Тютчева Ф.И.). Библейские мотивы в текстах песен русских рок-музыкантов. ( Творчество группы «Ария») ( Карпов Д.) Тайна Тайной вечери.( на материале творчества О.Мандельштама, Леонардо да Винчи, Д. Брауна, Н.Ге, исследований по христианскому богословию, иконографии). Что есть Истина? ( на материале творчества М.Булгакова, А.С.Пушкина, Н.Ге, исследований по христианскому богословию). Тема красоты в античной мифологии, иконописи и русской литературе ( на материале творчества Ф.М. Достоевского ). Сад искушений или наслаждений. ( Тема сада в Библии, образ сада в литературе, сад в европейской культуре). Вечное и временное в творчестве А.Платонова. Лень - бездеятельность или способ отшельничества. ( на материале романа И.С. Гончарова «Обломов»).
Внеурочные мероприятия Календарные праздники. Знакомство обучающихся с религиозными праздниками. Дискуссии. Обсуждение тем, связанных с религиозными традициями, нравами, обычаями. Деловые игры, вечера, литературные гостиные, чтения ( Тайна Тайной вечери, Тема любви в литературе. Что такое любовь к ближнему? ) Экскурсии, поездки. ( Сотрудничество с музеем, с монастырем).
Мифологические и христианские мотивы в пасхальных рассказах А. П. Чехова "Студент" и "Святой ночью». (5класс) Образовательный аспект цели: сформировать у обучающихся представление о роли мифологических и христианских мотивов в рассказах А.П. Чехова "Студент" и Святою ночью».
Развивающий аспект цели: развивать навыки целостного анализа художественного произведения; развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи; развивать критическое мышление: умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательный аспект цели: воспитывать интерес к духовно-нравственным ценностям; подвести обучающихся к потребности в самосовершенствовании через знакомство с духовными традициями.
Методика урока: Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо , ( чтение со стопами, бортовой журнал, толстые и тонкие вопросы, инсерт).
Оборудование: компьютерная презентация, фотографии А.П.Чехова, рисунки обучающихся на тему пасхи. музыкальное сопровождение: колокольный звон, песня на стихи А. Майкова «Христос Воскрес».
Подготовка к уроку Сообщения: «Пасха и ее значение в жизни людей», «Отношение Чехова к христианской вере». Разучивание сценок разговора у костра из «Студента» и разговора Иеронима с повествователем из рассказа «Святою ночью».