«Я вас любил…» (Тверичанки, воспетые А.Пушкиным.)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 118
Презентация для классов "«Я вас любил…» (Тверичанки, воспетые А.Пушкиным.)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Десятки славных имен, составляющих гордость русской культуры, связаны с тверской землей. И на первом месте по праву стоит имя Александра Сергеевича Пушкина. На страницах пушкинских книг, в письмах и дневниках поэта запечатлена география Тверского края: Торжок, Старица, Вышний Волочек, Медное, Выдропужск, Городня, Берново, Павловское, Малинники, Грузины… Он здесь бывал. Его приезды сюда – это не эпизод в биографии, это часть его жизни. Многие годы он был прочно связан с Верхневолжьем. Каждая встреча на тверской земле давала поэту богатый фактический материал, подсказывала сюжеты и образы. Для нас интересны судьбы тех, кто был дружен с поэтом, кому он посвящал свои стихотворения, кто был дорог ему. Среди многих талантов, щедро отпущенных А.С.Пушкину, был талант видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых прекрасных и сильных человеческих чувств.
Екатерина Павловна Бакунина. Юная фрейлина Императрицы Елизаветы Алексеевны, сестра товарища Пушкина по Лицею. Семейство Бакуниных находилось в Царском зиму 1815 и лето 1816годов. Часто навещая брата, Бакунина была постоянною посетительницею лицейских балов и вызывала неизменное поклонение всей лицейской семьи. Прелестная, изящная и талантливая девушка, Е.П.Бакунина была «первой любовью» Пушкина; «страдали» по ней и его ближайшие друзья Пущин и Малиновский. Однако ни один из воздыхателей не был удостоен благосклонности. По скромности своей Е.Бакунина не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его друзей легкою и светлою тенью.
«Осеннее утро». Уж нет её… Я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; У берега, на зелени лугов Я не нашел чуть видимых следов, Уже нигде не встретил я прекрасной. Задумчиво бродя в глуши лесов, Произносил я имя несравненной, Я звал её, - лишь глас уединенный Пустых долин откликнулся вдали. К ручью пришел, мечтами привлеченный; Его струи медлительно текли, Не трепетал в них образ несравненной. Уж нет её!.. До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою…
«Любовь одна веселье жизни хладной» Любовь одна – веселье жизни хладной! Любовь одна – мучение сердец! Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. Стократ блажен, кто в юности прелестной Сей быстрый миг поймает на лету; Кто к радостям и неге неизвестной Стыдливую преклонит красоту! Но кто любви не жертвовал собою? Вы, чувствами свободные певцы! Пред милыми смирялись вы душою, Вы пели страсть – и гордою рукою Красавицам несли свои венцы. 1816 г.
Анна Петровна Керн В 1819 году в петербургском доме Оленина А.С.Пушкин встретился с молодой красавицей Анной Петровной Керн . Анна Петровна на юного поэта произвела впечатление. В течение 6 лет Пушкин и А.Керн не виделись. В 1825 году в Михайловском произошла новая встреча: А.Керн приехала в гости к соседкам Пушкина в Тригорское. Знакомство возобновилось. Поэт и Анна Петровна много беседовали, гуляли по парку, он читал ей свои стихи. В день отъезда Пушкин принёс Керн вторую главу «Евгения Онегина», в которой Анна Петровна нашла лист бумаги. Когда она собиралась спрятать её в шкатулку, поэт выхватил листок и не хотел возвращать. Только после долгих уговоров поэт вернул подарок Анне Петровне. Через А.Дельвига стихи попали в журнал. Строки, посвященные А.П.Керн, теперь известны каждому.
Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слёз, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье, И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
После смерти Пушкина Анна Петровна ревностно хранила все, что хоть в какой-то степени было связано с памятью о поэте – от его стихов и писем к ней до маленькой скамеечки, на которой ему случалось сидеть. Чем дальше уходила в прошлое эпоха их знакомства, тем сильнее чувствовала Анна Петровна, как щедро была она одарена судьбой, которая на жизненном пути свела её с Пушкиным. После кончины в Москве А.П.Керн похоронили в Прутне. Тихий погост стал местом паломничества тысяч людей.
Анна Алексеевна Оленина Анна Алексеевна Оленина – дочь А.Н.Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки. В 17 лет Анна Алексеевна была назначена фрейлиной к Императрицам: Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне; при дворе она считалась одной из выдающихся красавиц, выделяясь, кроме того, блестящим и игривым умом и особенно любовью ко всему изящному. Увлечение ею Пушкина относится к 1828 году, когда образ Олениной вытеснил его московские увлечения. К ней поэт испытывал самые глубокие чувства, хотел даже жениться на ней, делал предложение. В рукописях 1828 года постоянно попадаются анаграммы Anette Pouchkine. А.Оленина, совершенно искренне считавшая Пушкина «самым интересным человеком своего времени и выдающимся на поприще литературы», была к нему, несомненно, небезразлична, однако планов своего замужества с ним не связывала, тем более, что последнее для нее было «вещью прозаической, без всякого идеализма». (из дневника А.А.Олениной).
Этой умной и красивой девятнадцатилетней девушке поэт в 1828 году посвящает целый цикл стихотворений: «Её глаза», «Ты и вы», «Предчувствие», «Зачем твой дивный карандаш…», «Город пышный, город бедный» и др. На фоне этого полного нежности и тепла лирического дневника отношений Пушкина и Олениной восьмистишие «Я вас любил…» выступает как своеобразное поэтическое прощание. Это было последнее прости любви и любимой, проникнутое всепрощением и добротой, и в то же время твердой мужской гордостью и самоуважением. После него между Пушкиным и Олениной было все позади. В альбоме Анны Алексеевны под текстом этого стихотворения в 1833 году он сделал такую знаменательную приписку «plusguamparfait» - давно прошедшее. 1833».
Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
«Её глаза». Какой задумчивый в них гений. И сколько детской простоты, И сколько томных выражений, И сколько неги и мечты!.. Потупит их с улыбкой Леля – В них скромных граций торжество; Поднимет – ангел Рафаэля Так созерцает Божество!
Екатерина Васильевна Вельяшева В конце января 1829 года А.С.Пушкин возвращался из Тверской губернии в Петербург. В пути он начал сочинять стихотворение, посвященное Екатерине Вельяшевой, молоденькой кузине его давнишнего приятеля Алексея Вульфа:
Упиваясь неприятно Хмелем светской суеты, Позабуду, вероятно, Ваши милые черты, Легкий стан, движений стройность, Осторожный разговор, Эту скромную спокойность, Хитрый смех и хитрый взор. Если ж нет… по прежнюю следу В ваши мирные края Через год опять заеду И влюблюсь до ноября. Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил ваши взоры, Ваши синие глаза. Хоть я грустно очарован Вашей девственной красой, Хоть вампиром именован Я в губернии тверской, Но колен моих пред вами Преклонить я не посмел И влюбленными мольбами Вас тревожить не хотел. ,
Пушкин выполнил свое обещание вернуться. Менее чем через год вновь он посетил милые его сердцу «мирные края», где заметил: «Гретхен хорошеет и час от часу делается невиннее». Это была последняя встреча поэта с Екатериной Вельяшевой. Впечатления от Старицких посещений отразились в незаконченной повести «Роман в письмах». Пушкин оставил нам три портрета Вельяшевой. Все рисунки удивительно изящно передают облик юной провинциалки, её «милые черты».
Прасковья Александровна Осипова (по первому мужу Вульф) была старше А.С.Пушкина лет на пятнадцать. Незаурядная женщина, властная, своенравная и умная, убежденная противница самодержавной тирании, прекрасно образованная, наделенная несомненным эстетическим чутьем, она относилась к Пушкину восторженно – и как к «поэтическому орлу», по её выражению, и просто как к человеку. Она «была женщина очень стойкого нрава и характера, - говорит П.В.Анненков, - но Пушкин имел на неё почти безграничное влияние». Её горячая привязанность к нему проявлялась в том энергичном, пылком участии, которое принимала она в беспокойной судьбе поэта, во всех его делах – литературных, домашних, хозяйственных. Прасковья Александровна сразу сумела оценить и полюбить Пушкина, войдя в число женщин-друзей наравне с Е.А.Карамзиною, В.Ф. Вяземскою, А.О.Россет-Смирновою и Е.М.Хитрово. Пушкин тоже очень любил Прасковью Александровну, посвятил ей много стихов. Один из шедевров пушкинской лирики – цикл «Подражания Корану» - посвятил ей.
«П.А.Осиповой» Быть может, уж недолго мне В изгнанье мирном оставаться, Вздыхать о милой старине И сельской музе в тишине Душой беспечной предаваться. Но и в дали, в краю чужом Я буду мыслию всегдашней Бросить Тригорского кругом, В лугах, у речки, над холмом, В саду под сенью лип домашней… 1825 г. «Последние цветы» Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее самого свиданья.
Прасковья Александровна неоднократно приглашала поэта в свое тверское имение. «Павловское, Малинники и Берново наполнены были уланами и барышнями»,- вспоминал Пушкин. Под пером поэта будни, проведенные им в Старицкой глуши, превращаются в картину, полную поэтической прелести и очарования: Иду в гостиную; там слышу разговор О близких выборах, о сахарном заводе, Хозяйка хмурится в подобие погоде, Стальными спицами проворно шевеля, Иль про червонного гадает короля. Тоска! Так день за днем идет в уединенье! Но если под вечер в печальное селенье, Когда за шашками сижу я в уголке, Приедет издали в кибитке иль возке Нежданная семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы),- Как оживляется глухая сторона! Как жизнь, о боже мой, становится полна!