Творчество Петра Боривовича Прихожана
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 138
Презентация для классов "Творчество Петра Боривовича Прихожана" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Прихожан Пётр Борисович родился 11 февраля 1940 года в городе Евпатория, Крымской АССР, в учительской семье. Окончил в 1954 году Ново-Ивановскую семилетнюю школу в Нижнегорском районе; Симферопольский техникум железнодорожного транспорта в 1958 году; вечернюю среднюю школу в городе Котельниково Волгоградской области в 1959 году; Харьковский инженерно-строительный институт в 1964 году. В студенческие годы участвовал в работе литературной студии Бориса Чичибабина. Первые литературные опыты относятся ко времени учебы в начальной школе, а первые публикации появились в Харьковской областной молодежной газете «Ленинская смена» в 1962 году.
По окончании института работал по направлению в городе Братск Иркутской области, где его стихи регулярно публиковал альманах «Ангара» («Сибирь»), областные газеты «Восточно-сибирская правда» и «Советская молодежь», братская городская газета «Красное знамя». По поэме Петра Прихожана «Дума о граде Китеже» областная студия телевидения в 1968 году сняла фильм. Затем публиковать его произведения стали журналы «Новый мир» (Москва), «Рабоче-крестьянский корреспондент» (Москва), «День и ночь» (Красноярск), «Чаян» (Казань), «Идель» (Казань), «Аргамак» (Набережные Челны).
*** Есть чистокровные породы: болонка, пудель, мопс, шар-пей… Породистые есть народы, а в нас намешано кровей… И от пришествия варягов до нынешних бесславных дней мы, русские, народ-дворняга по сути истинной своей. В какой угодно упаковке непритязательный плебей не поддается дрессировке. Не поддается… Хоть убей! Погрязшим в праздности и лени, легко нам каяться, дабы, упав покорно на колени, немедля взвиться на дыбы. Зато усвоили науку, иных способную взбесить: спешим протянутую руку поцеловать и укусить. Журнал «День и Ночь» (Красноярск)
Последняя хата Ты видишь, какая толкучка у касс… Родителей дети забыли. Кому мы сегодня нужны, кроме нас, и сами себе мы нужны ли? Мутнеет источник, мелеет исток, в воде проявляется запах… Всегда наших предков влекло на восток, потомков сдувает на запад. Давно в деревнях не стучат топоры, усадьбы полны лебедою, погосты растут, и пустеют дворы, и в воздухе пахнет бедою. Печется картошка в горячей золе. Дымок выдает адресата. Живем… И пока мы на этой земле, не будет сиротствовать хата. Журнал «День и Ночь» (Красноярск)
В 1970 году в Восточносибирском книжном издательстве вышел первый сборник стихотворений поэта «Гуливеры», тепло встреченный читателями и критикой. Второй сборник стихотворений «Знакомство» вышел уже в Таткнигоиздате в 1986 году. Там же в 1989 году, отдельным изданием, вышла поэма «Стройка», заставившая по-новому взглянуть на великие стройки коммунизма, что, поначалу, вызвало резкую реакцию официальных идеологов и потребовалось время для осознания того, что правда выше принципов соцреализма. В 1991 году поэма «Стройка» была переиздана издательством «КАМАЗ». Уже с 1991 года являлся членом Союза писателей СССР (позднее СПРТ). Но некоторое время ранее в московском издательстве издательстве «Прометей» увидел свет ещё один поэтический сборник Петра Прихожана «Плата за гадание», в который вошло лучшее из написанного поэтом в разное время.
В 2008 году в издательстве «Московский писатель» увидел свет плод многолетней работы поэта – «Новая Илиада».
Пётр Борисович с детства страстно хотел прочитать «Илиаду» Гомера. Перевод Николая Гнедича , попавший в руки к нему, после первого прочтения (вернее попытки прочитать) превратил его желание в крах. Дальше середины первой песни дело не пошло. И так происходило несколько раз. Этот текст казался сложным, и Прихожан решил перевести его на более просто язык. По началу записи были отрывочными, потом вошли в систему. Дойдя до последних песен, он обнаружил, что практически переписал «Илиаду» заново со своими комментариями и лирическими отступлениями.
Так родилась компилятивная поэма «Новая Илиада»,написанная на основе перевода Николая Гнедича. При всём, при том это совершенно новое произведение, написанное в традициях русской системы стихосложения. Пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой строк в четверостишиях звучит по-новому, так как у каждого времени есть свои ритмы. Но сам человек за 3 тысяч лет мало чем изменился. Его обуревают те же высокие страсти, подвержен тем же порокам, что и во времена Гомера, так же готов к самопожертвованию ради близких, так же лицемерит, прикрывая высокими словами низменные помыслы, алчность, корысть.
Основную большую часть своей жизни Пётр Прихожан прожил в г. Набережные Челны. Начиная с 1971 года он принимает самое активное участие в строительстве «КамАЗа» (в качестве) от начальника участка до начальника СМУ-1. Возглавляемые Прихожаном коллективы обеспечили ввод в эксплуатацию 1-ой очереди кузнечного завода.
На основе жизненного опыта, пережитых ситуаций, знакомства с огромным количеством человеческих судеб, он создаёт поэму «Стройка». Автор пишет о трудном пути становления Камского автомобильного гиганта, вобравшего в себя эти тысячи человеческих судеб. Подтверждением этих слов является строки, написанные самим автором . Сегодня, глядя с высоты седин На путь от первого котла до ввода, Я вижу там и беды СМУ-1, И корпуса кузнечного завода.
Эта поэма создавалась с апреля по ноябрь 1986 года и стала своего рода исторической летописью, рассказывающей о возникновении и строительстве «КамАЗа», о том как со всех уголков великого Советского Союза съезжались люди, формировались семьи, пылали страсти, многие обретали друзей; многие оставались здесь жить , кто-то возвращался на родину. И очень ярко об этом говорят строки из самой поэмы: Ах, время, время ! Твой закон таков, Что ныне от границы до границы Мы ищем по Союзу земляков, Объединённых званием - Челнинцы.
Как чуткий психолог подмечал автор где то серьёзные, где слегка печальные случаи из жизни рядовых людей (гл. «Семейная Драма»). Наличие риторических вопросов, восклицаний и многоточий говорит о том пламени, которое переполняло душу поэта , ведь всё, о чём он пишет- жизненное, задевающее тонкие струны души. Использование бессоюзных сложных предложений передаёт быструю смену действий особенную динамику жизни и ощущение бурлящей деятельности. Язык прост и лаконичен, без излишеств и вычурности понятен любому читателю. Сочетание возвышенной лексики и просторечья ( апартаменты, конторские бедолаги, дребедень) придаёт особенный колорит поэме, дескать, жизнь разнообразна, а вещи нужно называть своими именами.
И в самом конце поэмы звучит призыв Петра Прихожана к будущим поколениям сохранить в памяти историю родного города: Я вас прошу не забывать цены И ставлю точку. Кончена поэма! Пётр Прихожан неоднократно был лауретом областных конференций «Молодость,творчество, современность» участникам семинаров, которые вели Макр Саболь, Илья Фоняков, Марк Сергеев и другие известные поэты.
Он известен и как переводчик с татарского. Благодаря его вольным переводам русскоязычные читатели смогли познакомиться с творчеством таких самобытных поэтов, как Назип Мадьяров, Ханиф Хуснуллин, Газиз Кашапов, Махмуд Газизов и другие, а юный поэт Булат Садретдинов со своими стихами в переводе Петра Прихожана, стал лауреатом Всероссийского конкурса юных талантов, проводимого фондом Спивакова. Пётр Прихожан награждён медалями. Последние годы своей жизни поэт посвятил работе над поэтическим переложением памятника «древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». И один из отзывов об этом труде был таков: «… завидна концептуальная вдумчивость, не зашоренность, сакральная красотища». Пётр Прихожан работал также в жанрах любовной, гражданской, пейзажной лирики, иронических стихов, мистики и изотерики.
Всю свою жизнь он торопился жить и многое успеть : кому-то помочь, кому-то подсказать, кого-то научить. И тот костёр, который горел в душе беспокойного поэта, продолжает греть души читателей и поклонников его творчества. Всю свою жизнь Пётр Прихожан был простым ,скромным человеком, никогда не выставлявшим на показ награды и медали. И характеристику себе он дал сам в своём стихотворении «Я».
Я и этот, я и тот… Я, Вавила и Федот. Я и умный, и дурак. Я – хозяин, и – батрак. Я – солдат, и – командир. Я и «зек», и – конвоир. Я – укушенный, и – клоп. Я и грешник, я и поп. Я и нищий, и – богач. Я и жертва, и – палач. Я и праведник, и – вор. Адвокат – и прокурор… Я – красавец, и – урод Я и рыба, я – и скот. Я – чухонец, и – чучмек. Словом – русский человек.