Чехов и медицина
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 277
Презентация для классов "Чехов и медицина" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Исследовательская работа Тема: «Чехов и медицина » Секция «Литературоведение» Выполнила: Заболотнева Виктория Консультант: Кузина Н.Г.
Введение Наш земляк, Антон Павлович Чехов был не только классиком мировой литературы, но и хорошим врачом. В своих произведениях он дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете и в процессе лечебной деятельности. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.
В выборе темы решающую роль сыграл личный мотив, так как, решив связать свою дальнейшую жизнь с медициной, а конкретно с психологией, невропатологией и психиатрией, я интуитивно выбрала и тему для литературной исследовательской работы. В данной работе представлены различные точки зрения на влияние медицинского образования на творчество Антона Павловича Чехова, а также описание и анализ некоторых произведений писателя с точки зрения медицины.
Цели: На основе анализа произведений А.П. Чехова показать, как медицинские, естественнонаучные знания обогатили его творчество и позволили ему глубже проникнуть в психологию своих героев. Задачи: Анализирую произведения Чехова показать, как он описывал больного человека с помощью слов и выражений, понятных для рядового читателя, не прибегая к помощи научных терминов и определений. Гипотеза: Вошли бы произведения А. П. Чехова в мировой фонд литературы, если бы он не был практикующим врачом?
Медицина в жизни А. П. Чехова Медицинское образование писателя Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Почему он выбрал этот факультет? Биограф Чехова, А. Измайлов, пишет по этому поводу следующее: "...это решение, по-видимому, явилось не случайно, оно было обдуманно: ещё в списке учеников, удостоившихся аттестата зрелости, в графе "В какой университет и по какому факультету желаете поступить" против имени Антона Чехова значится: «В Московский университет по медицинскому факультету».
Григорий Антонович Захарьин (1829-1897). Алексей Алексеевич Остроумов (1845-1908). Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904). Алексей Яковлевич Кожевников (1836-1902).
В ноябре 1884 г. Чехов получил свидетельство, что по надлежащем испытании он определением университетского совета от 15 сентября утверждён в звании уездного лекаря. Студенческие годы позади, и Чехов с удовольствием пишет Н.А.Лейкину, что живет с апломбом, так как ощущает в своём кармане лекарский паспорт. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью "доктор А. П. Чехов. А.П. Чехов в год окончания гимназии
Врачебная деятельность А.П.Чехова Бывшая Чикинская Земская Больница Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице; некоторое время он заведовал Звенигородской больницей Полдня занят приёмом больных (30-40 человек в день), остальное время отдыхает. Однако много отдыхать Чехову не приходилось, выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде.
В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для рассказов "Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма" и др.
Бабкинский период - счастливое время жизни писателя. Три года подряд (1885-1887) жил он здесь с семьёй в летние месяцы. М. П. Чехов, вспоминая об этой поре, пишет, что к Антону Павловичу «съезжались и сходились больные со всех окрестных деревень, так что у него образовалось нечто вроде амбулатории с целой аптекой, причём отпускать и развешивать лекарства, а также варить сложные мази лежало на моей обязанности. Антона Павловича как врача не щадили даже по ночам. Один раз за ним приехали из Карцева, за двенадцать вёрст, в грозовую ночь; он захватил с собой и меня». Река в Бабкино
К Чехову обращались пациенты с самыми различными заболеваниями. Здесь и рахитичные дети, и старухи с сыпью. Есть и семидесятилетняя старуха с рожей руки, и Чехов с тревогой пишет Лейкину, что боится, что придётся иметь дело с рожистым воспалением клетчатки: будут абсцессы, а оперировать старуху ему страшно.
В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова-писателя, врача, гражданина. А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин
Поселившись в 1892 г. в своём имении в Мелихове, Чехов установил регулярный приём больных. "Поселившись в Мелихове, - вспоминает В. И. Немирович-Данченко, - Чехов увлёкся службой земского врача, совершенно бескорыстно. Работал очень много. Как всегда аккуратный и в переписке, и со своими бумагами, он и здесь вёл систематическую статистику. Краткую curriculum morbi он записывал на отдельном листке в четвертушку. Помню номер верхнего листка - 738...
Т. Л. Щепкина-Куперник пишет, что каждое лето, куда бы Чехов ни попадал, "он или лечил крестьян, или работал в местных больницах, безвозмездно, не упуская случая пополнить своё медицинское образование. Когда он попал в Мелихово, слава его как врача разнеслась на всю округу... Особенно напряжённо работал Чехов-врач в 1892-1893 гг., когда на Серпуховский уезд надвигалась холера. В этот момент, по образному выражению известного земского врача и статистика П. И. Куркина, Чехов немедленно стал "под ружьё". Он и врач, принявший в течение 1892 г. до 1000 больных, он и организатор борьбы с эпидемией, и активный участник уездного санитарного совета, причём, по свидетельству Куркина, не пропустил ни одного его заседания. Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня" и др.
Мешала ли медицина Чехову-писателю? И мешала, и помогала. Мешала потому, что отнимала драгоценное время и силы от самого важного и главного в его жизни - писательства. Но медицина и помогала Чехову, ибо, по его собственному признанию, обогащала его научным пониманием психологии человека и интимных сторон его внутреннего мира.
Антон Павлович Чехов считал себя прежде всего врачом. О себе он говорил: "Я же больше врач, чем писатель..." - Медицина занимала большое место в жизни А.П.Чехова. Особый интерес для него, великого художника-психолога, всегда представляла психиатрия, которую, по его мнению, должен был бы знать каждый писатель. - Чехов-художник с большой глубиной раскрывал психологию своих героев, их чувства и переживания, с такой научной вероятностью показывал психопатологию человека, что это граничило с точностью клинического описания. ("Припадок", "Палата № 6" "Дуэль", "Чёрный монах", пьеса "Иванов" и др.)
«Палата № 6». "Палата №6" В рассказе "Палата №6» Чехов рисует глухой провинциальный городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка есть палата №6, в которой помещены психически больные люди. Обитатели этой палаты отданы в полную власть больничного сторожа Никиты, человека грубого, обирающего и безжалостно избивающего больных. В "Палате №6 рисуются картины и образ, заключающие в себе большие социальные обобщения.
"Человек в футляре" Среди сатирических образов, получивших необычайно большое социальное значение, выделяется образ учителя Беликова, главного героя рассказа "Человек в футляре". Учитель гимназии Беликов с его вечной боязнью "как бы чего не вышло", державший в страхе в течение многих лет не только гимназию, но и весь город, не случайно стал остро сатирическим социальным образом Рисуя Беликова, Чехов придал ему ряд черт, отличающих его от окружавших его лиц, но заслуга художника-психолога и заключается в том, что он выбирает характерные для своего героя черты и максимально заостряет их. «Человек в футляре».
Для описания больного Чехов использовал изображение человека несколькими скупыми, но характерными только для такого персонажа штрихами. Так, например, описывая страдающего чахоткой учителя в одноимённом рассказе, он не даёт трафаретный портрет истощённого человека с красными пятнами на лице и блестящими глазами, как это было принято до него. Он приводит такие черты: «Больной утомился при надевании парадного костюма. Когда же больному принесли штиблеты, то у него не хватило сил натянуть их на ноги, пришлось полежать и выпить воды».
"Чёрный монах" В рассказе "Чёрный монах", о котором речь шла выше, психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку.
Заключение Цели работы достигнуты, задачи выполнены. Антон Павлович Чехов близок и дорог нам как величайший земляк и замечательный писатель. Но не следует забывать, что Чехов, несомненно, был образованным врачом своего времени. Медицинские, естественнонаучные знания обогатили его творчество и позволили ему глубже проникнуть в психологию своих героев, вернее изображать её.
Чехову в своих произведениях удалось изобразить больного человека с помощью слов и выражений, понятных для рядового читателя, не прибегая к помощи научных терминов и определений. В этом-то и заключается главный талант Чехова-писателя и Чехова-врача.
Тест по теме: «Творчество А.П. Чехова» А.П. Чехов родился: 1. в Москве 2. в Петербурге 3. в Таганроге В семье Чеховых 1. было двое детей 2. было много детей 3. Антон был единственным ребенком Отец Чехова был. 1. очень богатым человеком 2. крупным коммерсантом 3. мелким торговцем
Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает 1. в Медицинский институт 2. в Литературный институт 3. в Московский университет на медицинский факультет Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы 1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении 2. во время учебы 3. после окончания гимназии Чехов написал следующие рассказы 1. «Смерть чиновника» 2. «Кавказский пленник» 3. «Капитанская дочка» 4. «Хамелеон» 5. «Толстый и тонкий»
К началу 90-х годов 1. Чехов был совсем неизвестен как писатель 2. Чехов работал только врачом 3. Чехов был известен всей читающей России Весной 1890-го года Чехов решил поехать 1. за границу 2. на Сахалин 3. в Петербург Во время поездки Чехов 1. много работал 2. лечился в санатории 3. отдыхал и развлекался