Романтизм М. Горького
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 230
Презентация для классов "Романтизм М. Горького" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Основные черты романтизма. Романтический герой. Романтические произведения «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Композиционные особенности рассказов. Автор: Зюзина Ольга Дмитриевна , учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск Забайкальского края.
Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.
Основные черты романтизма Основа стиля - изображение внутреннего мира человека. Центральная идея – героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе. Особенности стиля: обращение к народному творчеству; использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу; обилие метафор, эпитетов, символов; создание лирического пейзажа.
Концепция романтизма Принцип романтического двоемирия Несоответствие, разлад идеального и реального мира, мечты и жизни Коренная черта романтизма Противостояние романтика и окружающего мира
Романтический герой Яркая, независимая личность Индивидуалист Противопоставлен другим персонажам Всегда одинок Живёт не разумом, а эмоциями Натура глубокая, неизведанная Полный необъяснимых тайн и загадок Его жизнь полна риска и опасности
Герои сильные , гордые, свободолюбивые, одинокие, разрушающие сонное прозябание большинства «Макар Чудра» «Песня о Cоколе» «Песня о Буревестнике» «Старуха Изергиль»
Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, Мужественные и щедрые вторую. М. Горький Какую форму жизни избирают герои М. Горького?
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря!..
- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет..." "Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол! …Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!.."
Философия жизни героев рассказа. Основные черты романтических характеров. Библейские мотивы в рассказе. Художественные особенности.
Данко Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Нести людям свет. Жить с людьми и для людей. Жертвовать собой, спасая других.
Старуха Изергиль Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре? 1 вариант Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. 2 вариант Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Старуха Изергиль и Ларра оба красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды. Её жизнь, так же как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых людей. Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой. Жить с людьми, но для себя
«Легенда о Моисее» «Легенда о Вечном Жиде» Что объединяет библейские легенды и легенды, рассказанные старухой Изергиль?
Преступление против человека Преступление против Бога По воле божьей. Бог ему помогает По собственной воле. Заставляет людей действовать Данко Пророк Моисей Ларра Вечный Жид Обречены на вечные муки и одиночество Спасают людей
Свет Тьма Добро Думает о людях Думает о себе Зло Презирает законы общества Эгоизм, индивидуализм гордыня, преступление Ради спасения людей жертвует собой Любовь к людям, подвиг во имя спасения других Горящее сердце, освещающее дорогу Никчёмный призрак, тень, каменное сердце
Какие выражения называются меткими? Подберите синонимы к этому слову. Найдите в тексте такие выражения. Какой поучительный смысл в них содержится? Выразите своё отношение, опираясь на одно из них. Какое из них служит напутствием для молодых? «Что вы знаете, молодые? Смотрели бы в старину зорко- там все отгадки найдутся …» «..за всё, что человек берёт , он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью» «В жизни… всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы…» «Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот поют» «Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать» «…Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди…»
Характеристика романтических героев через портрет. Конфликт произведения и его разрешение. Образы рассказчика и повествователя.
Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает. Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?
Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. С таким человеком ты и сам лучше становишься. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его. Вот тебе сейчас кто-то стонет горько, просит помощи и режет тебе грудь, как ножом. А вот степь говорит небу сказки, печальные сказки. Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девицу в степь. Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню!
В чём конфликт произведения и как он разрешается? Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как я хочу! А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!.. - Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая!
Найдите выражения, которые сближают рассказ с произведениями УНТ очи, как ясные звезды улыбка - целое солнце остры зубы мудр, как старик два камня друг на друга катятся точно снегом в нас кинула крикнул на всю степь, как раненный в грудь зашатался, как сломанное ветром дерево сердец молодецких красив он был, как черт в праздник как ковыль под ветром, качается в седле
Прочитайте начало и конец рассказа. Найдите слова-символы. Определите их значение. Какую роль играет пейзаж? Безграничная степь Бесконечное море Символы свободы
Что общего в композиционном строении рассказов? Композиция рассказов Образы рассказчиков: Макар Чудра, старуха Изергиль. Рассказ в рассказе: рассказ о жизни старухи Изергиль легенды о Данко и Ларре; рассказ о жизни Макара Чудры, рассказ о Лойко Зобаре и Радде. Образ повествователя: человек, путешествующий по Руси, встречающийся с разными людьми. Характеристика героев через портрет Пейзажные зарисовки, раскрывающие внутренний мир героев
В рассказах рассмотрены разные философии жизни: Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую; - Кто ничего не делает, с тем ничего не станется; -Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать; Жить без людей и только для себя; Жить с людьми, но для себя; Жить с людьми и для людей… Какая философия жизни близка вам? Приведите аргументы, опираясь на читательский или жизненный опыт.
Индивидуализм- 1.Стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу. 2. Интересы отдельной личности выше интересов общества. Равнодушие-безразличие, безучастие, лишение интереса к чему-нибудь. Антитеза-противопоставление. Конфликт- столкновение, серьезное разногласие. Композиция- построение художественного произведения. Цель- наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.