Русские писатели
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 221
Презентация для классов "Русские писатели" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Содержание 1. БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ 2. ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ 3. ГОРЬКИЙ МАКСИМ (ПЕШКОВ АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ) 4. ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ 5. ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ 6. КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ 7. МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ 8. ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ 9. ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ 10. ЗАМЯТИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ
1. БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ Михаил Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания был высокий, занятия порой вели даже университетские профессора. В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась первая мировая война, которая разрушила надежды его и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее. После окончания университета, в 1916 году, Булгаков работал в полевом госпитале сначала в Каменец-Подольском, затем в Череповцах. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму. Этот период жизни писателя нашел отражение в "Записках юного врача* (1926), где появляется типичный булгаковский герой - честный труженик, часто спасающий больных в безнадежных, казалось бы, ситуациях, человек, сознающий необходимость просвещения крестьян из глубоких смоленских деревень, но бессильный изменить условия их существования. Февральская революция нарушила привычную жизнь. В очерке "Киев-город" (1923) Булгаков писал, что с революцией "внезапно и грозно наступила история". Во Владикавказе в конце 1919 и в начале 1920 года Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах.
2. ГОНЧАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872). Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги "невообразимую смесь ... почти выученную наизусть"
3. ГОРЬКИЙ МАКСИМ (ПЕШКОВ АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ) Русский писатель, публицист. Большой резонанс имел сборник "Очерки и рассказы" (т. 1-3, 1898-99), где носителями новой, "свободной" морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе "Мать" (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса "На дне", 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В "окуровском" цикле (роман "Жизнь Матвея Кожемякина", 1910-11) пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге "Несвоевременные мысли" (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Автобиографическая трилогия: "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), "Мои университеты" (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах ("Егор Булычов и другие", 1932), в незавершенном романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина" (т. 1-4, 1925-36). За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы ( в т. ч. теории социалистического реализма).
4. ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве в родовитой дворянской семье. Он прошел курс обучения двух факультетов Московского университета и учился на физико-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов знал 9 языков и был талантливым музыкантом. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольцем поступает в гусарский полк. После войны он занимается литературной работой, совмещая ее с дипломатической службой. В 1818 году Александр Грибоедов уезжает в Персию в качестве секретаря посольства. В Персии, а затем в Грузии работает над комедией "Горе от ума", которую он закончил в 1824 году в Петербурге В 1826 году Грибоедов находился под следствием по делу декабристов, но его причастность к декабрьскому восстанию не была доказана. В 1827 году как талантливому дипломату ему поручили важную миссию - заключить мирный договор с Персией. 30 января 1829 года в Тегеране в результате подстрекательства враждебно настроенных к России властей, подогреваемого английскими дипломатами, рассвирепевшая толпа разгромила русское посольство и зверски убила А.С.Грибоедова. Грибоедова похоронили в Тбилиси, где на могиле его молодой женой была оставлена трогательная надпись: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?"
5. ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник "Больные думы" (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, "Слово о полку Игореве", поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин. Уйдя из жизни в 30 лет, С.А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и "воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь".
6. КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками. Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства. В 1789 году опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия", отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера "О происхождении зла" (1786), "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1787). С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии. Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
7. МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки. После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел 11 месяцев. События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой. в творчестве Маяковского господствует мысль о бессмертии созданного в трудах, вера в разум и благодарность потомкам. Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.
8. ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852-54), "Юность" (1855-57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873-77) о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.
9. ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов "Записки охотника" (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах "Рудин" (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), повестях "Ася" (1858), "Вешние воды" (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах "Дым" (1867) и "Новь" (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур. Наряду с рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874) и упомянутыми выше "таинственными" повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-80) и "Стихотворениям в прозе" (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
10. ЗАМЯТИН ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, в 1913 году, когда была опубликована повесть "Уездное". Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова и было окрашено демократическими идеями. В 1914 году за антивоенную повесть "На куличках" писатель был предан суду, а номер журнала, в котором появилась повесть, был конфискован. Из-под пера Замятина вышла, по словам критика А. Воронского, "политическая художественная сатира", которая "делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года".В 1916 году писатель уезжает в Англию. Осенью 1917 года Замятин возвращается в Россию. К концу 20-х годов вокруг Замятина по ряду причин складывается враждебная "полоса отчуждения". Осенью 1929 года в пражском журнале "Воля России" без ведома автора (в обратном переводе с английского) был напечатан, с сокращениями, роман "Мы". В 1931 году он возвратился на Родину. Замечательный русский писатель, он не был тем беспросветным пессимистом, каким его часто пытаются изобразить (основанием для чего, понятно, может служить его горькая антиутопия "Мы").