Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 321
Презентация для классов "Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. …Дубина народной войны поднялась со всей своей и величественной силой и …гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие. Том IV,часть III, глава I.
Цель урока: показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы его раскрытия в IV томе. Проблемный вопрос: Почему о войне, которая еще продолжалась, написано в четвертом томе гораздо меньше, чем в III томе?
Партизанская война. Возникновение партизанского движения было связано со справедливым характером войны 1812, в которой защищалась национальная независимость России. Партизанское движение включало в себя действия крестьянских партизанских отрядов и формирование партизанских отрядов регулярной русской армии. Зародившись стихийно в период отступления русской армии, оно усилилось в августе 1812 года в Смоленской губернии. «Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя своё жилища на сожжение», - писал И.Д. Якушкин. Всего в ее армейских партизанских отрядов уже в сентябре 1812 года было 36 казачьих полков, 7 кавалерийских полков, 5 пехотных полков, 22 орудия. За 5 недель после Бородинского сражен армия Наполеона потеряла 30 тысяч солдат. На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей. Идеология народной войны сформулирована Толстым в словах Андрея Болконского: «Французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. Та же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Идея защиты от мародёров путём их казни воплощена в образе Тихона Щербатого.
Платон Каратаев - олицетворение положительных и отрицательных качеств русского крестьянства(всепрощение, приспособленчество)
Значение образа Платона Каратаева Анализ глав: том IV,часть I, главы XII-XIII; часть II, главы XI-XIV, часть III, главы XII-XIV
Анализ III части I главы. Глава V. Тихон Щербатый. . Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны». Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка» - в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь».
Вывод Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова - это возмездие за разорение и гибель, это дубина народной войны. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется прощением и жалостью».
Анализ роли Наполеона и Кутузова в деле партизанской войны. Наполеон: глава XVIII. Стр. 132 – бегство французов. Глава XIX. Стр. 133 – начало. Кутузов: не драться, терпение и время - часть IV, глава V, стр. 211-212.
Петя Ростов, его любовь к жизни. Зачем его Толстой отправляет на войну? Чем поведение Пети напоминает поведение Наташи? ( Повозки для раненых – француз-барабанщик). Эпизод с французским барабанщиком Винсентом Боссом показывает не только характер Пети Ростова, но и то, что идеология партизанской войны не прямолинейна: чувство мести к врагу в русском человеке сменяется чувством жалости.
«Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно», - говорит Кутузов солдатам после сражения под Красным.
Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить? Анализ эпизодов: «Петя перед боем» и «Смерть Пети Ростова» - часть III, главы Х (стр.166-167) и ХI (стр.172-173).
Вывод Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, противопоставлен жестоким сценам войны. Участие его в войне - это нечто противное его существу. Петя носитель жизни и любви, он даже в войне видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Погибает он, так и не совершив героического поступка. «Опять опоздал!» - промелькнуло в его сознании. Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, проклятие её бессмысленности и жестокости.