От цифирной школы к цифровой
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 214
Презентация для классов "От цифирной школы к цифровой" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Образование - это это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию. это процесс получения знаний за счет централизованного обучения группы людей. Благодаря образованию люди могут перенять огромный опыт знаний и умений накопленный цивилизацией за все время развития. это процесс развития личности, который осуществляется как сторонними педагогами, так и личностью самостоятельно. В процессе образования человек овладевает опытом человечества путем получения знаний, умений и навыков. Основной путь образования – обучение. одна из систем общества, функцией которой является систематическое обучение и воспитание его членов, ориентированные на овладение определенным знанием (прежде всего научным), нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения.
«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества.» Н.М. Карамзин
Выделяем важные моменты: Когда мы учимся, мы …. Приобщаемся к ……. человечества, получаем ……. о мире, воспринимаем ……. предыдущих поколений. Существует …… структура образовательных учреждений. Человек получает знания …… .
Как учили детей в первобытную эпоху? Были ли тогда школы? Все необходимые знания, навыки приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Приобщение детей к труду, обучение специальным навыкам начиналось с 4 – 5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи.
А в Древнем мире? С появлением государств и сословного неравенства начинается становление института образования. Специальную подготовку и обучение у преподавателей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых , за плату, учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда ребенка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения – крестьяне– обучала своих детей, передавая им знания в процессе труда. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.
Какие изменения происходят в эпоху средневековья? Начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты – в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная революция в системе образования происходит в XVIII , XIX – XX вв : образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения. Что было вызвано потребностями экономики, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX – XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число вузов. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования происходит после Второй мировой войны, когда начинается техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Как появляется система образования в России? В первой половине XI века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII-XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.
С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились "азбуковники", т.е. толковые словари для учащихся. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. Преподавалась практическая геометрия, астрономия. Очень высок был интерес к истории. В XVII веке появились первые учебники риторики и логики. В 1687 г. в Москве была создана Славяно-греко-латинская академия. При создании в ней было 76 учеников (не считая подготовительного класса, или "школы словенского книжного писания"), в том числе священники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и "всякого чина москвичи" вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. В 1714 году образование было объявлено обязательным для детей всех сословий (кроме крестьян). К 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые "цифирные школы", обеспечивавшие начальное обучение математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными школами. Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете - гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти - в 1726 году. Профессуру приглашали в основном из Германии - среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В основном это были дети дворян или живших в России иностранцев; однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для "казеннокоштных" студентов (учившихся за счет государства). Среди казеннокоштных студентов были разночинцы и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов).
Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам естественным, математическим и техническим - астрономия, фортификация и т.д.
Елизавета Петровна старалась продолжить дело своего отца. В 1755 году был основан Московский университет. Его учреждение стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765). В университете функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд. При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании.
В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». За основу были взята австрийская система образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, история, русская грамматика с география России, основания геометрии, механики, физики, гражданской архитектуры. При Александре 1 была проведена реформа образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения. Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и гимназии. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Эти три типа школ соответствовали трем ступеням общего образования . Особую категорию составляли элитные учебные заведения - Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы.
Реформа образования стала составной частью Великих реформ Александра II (1855 – 1881). 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он вводил принцип равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 г. гимназии разделялись на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В реальных гимназиях увеличивался объем преподавания математики и естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Уставом 1864 г. учреждались прогимназии – четырехклассные учебные заведения, соответствовавшие первым четырем классам классической гимназии.
Уже в конце 1917 г. Все учебные заведения в стране стали государственными. Школа была объявлена не только единой и трудовой, бесплатной, общеобязательной и общедоступной, обеспечивалось равенство возможностей образования. Введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию неграмотности, в результате чего уровень грамотности в обществе скачком вырос; борьба с детской беспризорностью; широчайшее распространение обучения на национальных языках, создание десятков новых письменностей и издание учебников; привлечение к педагогической деятельности лучших представителей старой дореволюционной интеллигенции и многое другое - это достижение советского образования 20-х гг.
При подготовке презентации были использованы ресурсы: http://int-edu.ru/museum/index.html Московский музей образования. images.yandex.ru›история образования в России Методические рекомендации по проведению первого урока в 1-11 классах по теме « От цифирной школы к цифровой» http://www.co1804.ru/Files/metod/Metod1.pdf