Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 145
Презентация для классов "Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» Приложение 1
Пахарь. Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит над шапкой темною, В золотом огне купается. На бугре трава зеленая Спит, вся искрами обрызгана. Пылью розовой осыпана Да каменьями унизана. Не слыхать –то в поле голоса, Молча ворон на меже сидит, Только слышен голос пахаря, - За сохой он на коня кричит. В ранней зорьки пашня черная Бороздами подымается, Конь идет – понурив голову, Мужичок идет – шатается… Уж когда же ты, кормилец наш, Возьмешь верх над долей горькою? Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою!
Литературный монтаж. Н. Некрасов Несжатая полоса. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!» Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? И.Никитин ***
Спиридон Дрожжин Труд да горе, капли пота Пополам с слезой И тяжелая забота С вечною нуждой. Ломота в костях, мозоли С грязью на руках, Жизнь без счастья и без воли В четырех стенах. Голод, холод и страданье Тела и души, И за все, как подаянье, Медные гроши. Солнце весело проглянет, Птичка запоет- Песню ей в ответ затянет Труженик – народ. И в стенах угрюмых льется, Плачут – голоса, И над песнею смеются Взмахи колеса. Приложение 2
Приложение 8 Государственные (черносошные) Частновладельческие (помещичьи вотчинные) Монастырские (церковные)
52,4 47,6 Итого (19 губерний) 10. Воронежская Барщинные, % Оброчные, % Губернии Барщинные, % Оброчные, % Губернии БАРЩИНА И ОБРОК В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ Приложение 9
XVII – XIX вв. Оброк (денежный, реже натуральный) барщина Монастырские, церковные Частновладельч. – помещичьи, вотчинные 1647 г. Соборное Уложение; личная зависимость, экономическая зависимость Урочные лета – срок сыска беглых крестьян 1597 г. Черносошные - государственные Заповедные лета 1550 г. Три основные категории в XIX вв Крестьяне Смерды, закупы, серебряники, рядовичи, изорники, половники, холопы. Экономика страны требовала «свободного труда» наёмных рабочих Пожилое, крестьянский выход. Юрьев день. Первый Судебник 1497 г. А) Природно-географические особенности государства. Б) Политико-экономическая причина Необходимость иметь большую и боеспособную армию в условиях неразвитых товарно-денежных отношений Люди Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян
Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности. К. И. АРСЕНЬЕВ. Начертание статистики Российского государства... СПб., 1818. Ч. 1 Приложение 10
Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все домашние дела, а еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость. Наказываешь нехотя, но прибегаешь к этому средству как к единственно возможному, чтоб дело вперед подвинуть. С этою работою сравните теперь работу артельную, даже работу у хорошего подрядчика. Здесь все горит; материалов не наготовишься; времени проработают они менее барщинского крестьянина; отдохнут они более его; но наделают они вдвое, втрое. Отчего? Охота пуще неволи. Записки Александра Ивановича КОШЕЛЕВА (1812— 1883 годы). Берлин, 1884