Курс истории России XX вв. как система учебных задач
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 169
Презентация для классов "Курс истории России XX вв. как система учебных задач" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Курс истории России XX вв. как система учебных задач Морозов Александр Юрьевич, канд. ист. наук, учитель высшей категории
Учебная задача - задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности явления.
Исходное противоречие противопоставление явлений, которое нуждается в объяснении; зримо и понятно учащимся.
1-й уровень Почему XX век стал веком России? Происходили события, приковывающие внимание всего мира. Масштабное и многозначное влияние России на ход мировой истории Исходное противоречие
2-й уровень (отдельные периоды истории) Почему рухнула Российская империя? Почему большевики смогли взять и удержать власть? Почему созданное большевиками государство – СССР – из бедного и отсталого стало могущественной державой? Почему это государство погибло?
3-й уровень (учебные задачи к отдельным урокам) Вводно-мотивационная часть (5 – 7 мин) Определение темы Выделение исходного противоречия Формулирование учебной задачи Определение ее места в системе учебных задач
Учебная деятельность учащихся (15 – 20 мин.) Самостоятельный поэтапный поиск учащимися ответа на поставленную учебную задачу с опорой на учебник, или другой источник информации.
Русско-японская война вводно-мотивационная часть (ИП) Надежда на победу военный потенциал России и Японии Планы военного командования России Европа давно не проигрывала «азиатам» Заинтересованность промышленных кругов Поражение в войне Первая русская революция Русские не выиграли ни одного сражения
Учебная деятельность (ОУД) Совместная работа Заполнение таблицы «Причины, ход и результаты русско-японской войны Работа по группам Оборона Порт-Артура Сражения с японцами на суше Сражения 2-й Тихоокеанской эскадры События в тылу
Контроль и коррекция знаний. Решение учебной задачи (ОР) Россия Недооценка противника (внезапность действий) Недостроенность Транссиба Грубые ошибки в военном планировании Отношение к войне и армии российского общества Бездарность командного состава Япония Хорошая подготовленность (техническая к войне) Талантливое военное руководство Единство армии и народа
Домашнее задание (творческий, индивидуализированный характер) Сравнить японское и российское вооружение Герои войны Сохранившиеся памятники войны Выступления по пересекающимся темам («Национальный вопрос в Российской империи»; «Противоречия в обществе в начале XX века
Россия в xx – в начале xxi вв. ИП 1 –й уровень В XX веке в России произошло множество событий, оказавших колоссальное воздействие на мировую историю Раньше влияние России на мировую историю не носило столь масштабного характера
Россия в начале XX в. ИП – 2-й уровень Более 300 лет в России правила династия Романовых (в 1913 г. При большом энтузиазме населения был торжественно отпразднован юбилей) Меньше чем через 4 года монархия в России пала, и восторгов по этому поводу было ничуть не меньше.
Российское государство и общество в начале XX в. ИП – 3-й уровень Революции являются результатом обострения общественных противоречий До начала XX века Россия счастливо избегала революционных потрясений
Экономика России начала XX века ИП – 3-й уровень В Западной Европе противоречия обычно последовательно разрешались в результате революций или реформ В России они накапливались, что и привело к взрыву необыкновенной силы
Первая русская революция ИП – 3 –й уровень Масштабы революционных потрясений в 1905 г. были огромны Тем не менее существующий порядок в основном уцелел
Политические партии в России ИП – 3-й уровень Различные политические силы имеют общего противника В борьбе с противником они не едины.
Самодержавие и Государственная Дума ИП – 3-й уровень Одна из причин революции – отсутствие представительного органа власти в системе органов госуправления В ходе революции такой орган появился
Столыпинская аграрная реформа ИП – 3-й уровень Важнейшей причиной революции были противоречия между помещиками и крестьянами В ходе революции власть начала проводить аграрную реформу, призванную покончить с аграрным вопросом в России
Россия в Первой мировой войне ИП – 3-й уровень Итог Первой мировой войны – гибель четырех империй – Российской, Австро-Венгерской, Османской, Германской Только Российская империя пала в ходе войны, три другие – после ее окончания. В результате поражения на фронтах.
Культура России начала XX века До начала XX века культура России не вызывала в мире особого интереса В начале столетия отмечается колоссальный всплеск интереса к русской культуре