Бедность детей в Украине: концепция исследования, анализ ситуации и политики
- Рубрика: Презентации / Презентации по Географии
- Просмотров: 219
Презентация для классов "Бедность детей в Украине: концепция исследования, анализ ситуации и политики" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Бедность детей в Украине: концепция исследования, анализ ситуации и политики Cherenko Liudmyla, Institute for Demography and Social Study
Основные сведения о населении и экономическом развитии Украины в 2007 г. Численность населения, тыс. чел. 46 329 Численность детей (до 18 лет), тыс. чел. 8 545 ВВП на душу населения, тысяч грн. 15,3 Темп роста реального ВВП (в % к предыдущему году) 107,3 Расходы бюджета, млн. грн.: на образование (план 2007 г.) 38 145 на здравоохранение (план 2007 г.) 21 853 на социальную защиту (за 2006 г.) 11 181 Средняя зарплата, грн. в месяц Минимальная зарплата, грн. в месяц 1351 430 Прожиточный минимум, грн. в месяц 518,5
Измерение бедности на государственном уровне 2 критерия измерения бедности на государственном уровне Национальный критерий – относительный – 75% медианного уровня совокупных эквивалентных расходов, принят в 2001 году Прожиточный минимум как база для установления государственных социальных гарантий разным социально-демографических группам населения – абсолютный критерий, действует с 2000-го года
Актуальная проблема для Украины – бедность по условиям жизни Около 70% домохозяйств с детьми проживают в домах или квартирах, где общее число комнат меньше числа членов домохозяйства, а 15% - в условиях, где на одну комнату приходится более 2-х человек; Практически каждое второе домохозяйство с детьми не имеет в жилье элементарных удобств (централизованное газоснабжение, водопровод, канализация); Депривация по наиболее распространенным и важным товарам длительного пользования (холодильник, цветной телевизор, стиральная машина) составляет для домохозяйств с детьми 17,3%; Особо остро стоит проблема транспортной доступности школ, больниц, социальных служб и др. для населения сельской местности; Общий низкий уровень качества образовательных и медицинских услуг в сельской местности
Общие выводы из анализа ситуации Абсолютная бедность, определенная по монетарным подходам, постоянно уменьшается. Но при этом показатели по семьям с детьми заметно превышают средние значения и остаются стабильно высокими Ситуация с относительной бедностью практически не меняется с 1999 года. При этом показатель по семьям с детьми стабильно примерно в 2 раза превышает значение по бездетным домохозяйствам Бедность по условиям жизни становится особо актуальной проблемой для семей с детьми, поскольку отражает ограничение доступа к качественным социальным услугам.
Методология исследования Основана на двух подходах к определению бедности: Монетарная бедность (на основе доходов, расходов или ресурсов); Бедность по возможностям или по условиям жизни
Методология исследования Монетарная бедность должна исследоваться на основе абсолютного и относительного критериев (с учетом анализа современной ситуации) Оценка бедности по условиям жизни должна включать все составляющие, актуальные для общей ситуации в стране и, дополнительно, все составляющие, актуальные для детей) Пересечение двух срезов бедности (монетарной и по условиям жизни) позволит выделить ядро – группы детей, наиболее уязвимых и подверженных рискам бедности Сравнение масштабов различных проявлений бедности среди детей и среди всего населения даст возможность выделить очаги наибольшей уязвимости детей.
Основные государственные социальные программы по поддержке детей Питание детей Здравоохранение Образование Специальных программ на государственном уровне нет –обеспечение детского питания входит как составляющая в более общие программы; программы питания детей существуют только на местном уровне. Бесплатное медицинское обслуживание для всех категорий детей (программа в целом работает, существующие проблемы связаны с необходимостью реформирования отрасли здравоохранения) Обязательное среднее образование (программа в целом работает, проблема – неравный доступ к качественному образованию для разных категорий населения)
Основные государственные социальные программы по поддержке детей Защита детей Социальная помощь Сопровождение неблагополучных семей (существует проблема оценивания качества и результативности этой услуги) «Деньги ходят за ребенком» (прогрессивная система гособеспечения детей-сирот и безнадзорных детей; недостаточный для оценки срок действия программы) Помощь малообеспеченным семьям (основана на принципе адресности; на сегодня демонстрирует невысокую эффективность – лишь 38% общей суммы выплачиваемых денег попадает к первым трем децилям) Система пособий на детей (при рождении ребенка, по уходу за детьми до 3-х лет, одиноким матерям, детям с особыми потребностями и др.)
Проблемы информационно-методического обеспечения исследования Основная проблема – недостаточность информации по доступности различных категорий детей к услугам здравоохранения, образования, досуга и др. Ограниченность статистической информации, которую собирают отраслевые министерства – здравоохранения, образования, по делам семьи и молодежи Недостаточная методическая разработанность на государственном уровне системы оценки социальных услуг, социальной помощи и социальной политики в целом
Пути решения информационных и методологических проблем Разработка дополнительного модуля к базовому обследованию – условий жизни домохозяйств; Использование собственных методических разработок по оцениванию в случае отсутствия таковых на государственном уровне
Вопросы для обсуждения Какие критерии стоит взять в качестве основных для Украины при оценке абсолютной и относительной монетарной бедности; Какие монетарные критерии будут использованы для международных сравнений Какие аспекты бедности по условиям жизни необходимо рассматривать для сравнимости с другими странами Какие государственные программы целесообразнее анализировать – краткосрочные целевые или постоянно действующие глобальные