Античный атомизм. Обоснование материализма
- Рубрика: Презентации / Презентации по Философии
- Просмотров: 241
Презентация для классов "Античный атомизм. Обоснование материализма" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Античный атомизм Обоснование материализма МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com
Античный атомизм Обоснование материализма Понятие атома Атомы и пустота Атомы и составные тела Атомизм физический и атомизм логический Гносеология атомизма Восприятие и мышление Природа и механизм чувственного восприятия Необходимость и случайность Принцип детерминизма Особенности атомизма Эпикура Философские трудности атомизма Единичное и общее Вещь и мысль
Античный атомизм Обоснование материализма Левкипп (500? - 440?) Демокрит (ок. 460-370) Эпикур (341-271) Тит Лукреций Кар (ок. 99-55) Ранние атомисты (V-IV в. до н.э.) Эпикурейцы (IV-I в. до н.э.)
Понятие атома Атомы и пустота Аристотель. «О возникновении и уничтожении». Некоторые из древних [элеаты] полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и, с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет.
Понятие атома Атомы и пустота Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые, будучи согласны с чувственным восприятием, не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и пустота Согласившись в этом с показаниями чувственных явлений, а с философами, принимавшими единое [элеатами], – в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота – небытие и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и пустота Ибо сущее в собственном смысле – абсолютно полное бытие. Таковое же не едино, но таковых сущих бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости своих объёмов. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и составные тела Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз… Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела … или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят и все прочие [сложные] тела, и наши тела, и их состояния и ощущения. Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела Первотела не могут подвергаться изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта… Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела … так, например, ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни чёрным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие [полного] отсутствия изменения [в атоме]. Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела Все прочие вещи состоят из неделимых тел, бесконечных по количеству и формам, и отличаются друг от друга составом, а также положением и порядком этих [неделимых]. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и составные тела Α отличается от Ν формой (ςχημα), ΑΝ от ΝΑ – порядком (τάξις), Ζ от Ν – положением (θέσις) или поворотом (τροπή). Α Ζ Ν Α Α Ν Ν Ν Аристотель. «Метафизика». Из одних и тех же букв возникают трагедия и комедия.
Понятие атома Атомизм физический и атомизм логический Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость их, но также малость и отсутствие частей. Эпикур же, живший позже, уже не считает их не имеющими частей, а говорит, что они неделимы только вследствие непроницаемости.
Гносеология атомизма Восприятие и мышление [Демокрит] говорит, что есть два вида познания, из коих познание посредством логического рассуждения он называет законным и приписывает ему достоверность в суждении об истине, познание же посредством ощущений он называет тёмным и отрицает пригодность его для распознания истины. Секст Эмпирик. «Против учёных».
Гносеология атомизма Восприятие и мышление А именно он говорит: «[Лишь] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота». Секст Эмпирик. «Против учёных».
Гносеология атомизма Природа и механизм чувственного восприятия От поверхностей тел исходит непрерывное истечение, незаметное лишь потому, что умаление возмещается пополнением. Такое истечение долго сохраняет положение и порядок атомов твёрдого тела… Надобно полагать, что именно оттого, что в нас входит нечто извне, мы способны и видеть [формы], и мыслить их. Эпикур. Письмо к Геродоту.
Необходимость и случайность Принцип детерминизма Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Аэций об атомистах Никаких изображений Аэция не сохранилось Детерминизм (лат. determino, определяю) – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура … Уносясь в пустоте, в направлении книзу отвесном, Собственным весом тела изначальные в некое время В месте неведомом нам начинают слегка отклоняться, Так что едва и назвать отклонением это возможно. Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы падать, Не отклоняясь ничуть в пустоте необъятной, То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не рождалось, И ничего никогда породить не могла бы природа. Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испоконь века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля? Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Философские трудности атомизма Единичное и общее Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Как объяснить наличие общих свойств у вещей, состоящих из разных атомов и существующих независимо друг от друга? Но если для возникновения каждой вещи имеется своя причина, как объяснить возникновение схожих вещей?
Философские трудности атомизма Единичное и общее Так как существование общего в вещах несомненно, надо или признать это случайным совпадением или допустить начало, не сводимое к атомам (т.е. отказаться от принципа детерминизма), (т.е. отказаться от самого принципа атомизма).
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины. Философские трудности атомизма Единичное и общее
Философские трудности атомизма Вещь и мысль 2 х 2 = 4 10 х 10 = 100 Дважды два – четыре Two times two equals four 二次二是四 2 ∙ 2 = 4
Философские трудности атомизма Вещь и мысль Мышление оперирует с особыми объектами, которые называются знаками. Как материальный предмет, знак состоит из атомов, но содержащаяся в нём информация относится к другому предмету, который состоит из других атомов. Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета и используемый для хранения, переработки и передачи информации.
Философские трудности атомизма Вещь и мысль ни атомы обозначающего предмета (знака), ни атомы обозначаемого предмета, (тогда она не была бы информацией о другом предмете), (тогда она не могла бы содержаться в знаке). Информация не может рассматриваться как состоящая из атомов, так как этими атомами не могут быть