Воспроизведение звуков в животном мире. Биоакустика
- Рубрика: Презентации / Презентации по Биологии
- Просмотров: 126
Презентация для классов "Воспроизведение звуков в животном мире. Биоакустика" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ Гигрорецепторы, электрорецепторы Механорецепторы Хеморецепторы Фоторецепторы Терморецепторы Соматосенсорная Слуховая, осязательная Зрительные системы Обонятельная, вкусовая Осязательная, Рис. 1. Классификация сенсорных систем (по Панову, 1980)
А Б В А- Анализатор, создающий звуки Б- Анализатор, воспринимающий звуки В- объект, отражающий звуки 4 Рис. 1. Принципиальная схема строения механизма эхолокации
: а - усатых китов; б - зубатых китов; 1 - наружное ушное отверстие; 2 - слой кожного сала; 3 - слуховой проход и его зарастающая часть; 4 - соединительная ткань; 5 - барабанная перепонка; 6 - ушные косточки (молоточек, наковальня, стремечко); 7 - барабанная полость; 8 - барабанная кость (булла); 9 - каменистая кость; 10 - пространство, заполненное пеной; 11 - кости черепа; 12 - слуховой нерв; 13 - ушная пробка; 14 - улитка (по рейсенбаху де хаан и пурвесу). 7 6 5 4 3 2 8 6
1 - воздушные мешки, излучающие звуки; 2 - жировая подушка; 3 - череп; 4 - нижняя челюсть, проводящая звуки в ухо; 5 - барабанная кость и внутреннее ухо; 6 - предмет лоцирования (рыба); 7 - излученные звуковые волны; 8 - отраженные звуковые волны. 3 3 2 4 5 6 6 7 1 1 7 7 7
а, б - продольный разрез головы; в - проекция сверху: 1 – щель дыхала; 2 - верхний мешок; 3 - его отверстие в носовой канал; 4 - мускульная пробка, запирающая носовой канал; 5 - трубчатый ме шок; 6 - соединительный проход с расширением; 7 - нижний (надмежчелюстной) мешок; 8 – его отверстие в носовой канал; 9 - кости черепа; 10 - носовой канал. 10 8 8
13 Возможности использования материалов в школьном курсе биологии Вариант программы Авторы Разделы Темы Примечания I Н.И. Сонин В.Б. Захаров А.Н. Плешаков В.И. Сивоглазов 6 кл. Раздел 2 «Жизнедеятельность организма» 7 кл. Раздел 4 «Царство животных» 9 кл. Раздел 5 «Основы экологии» Регуляция процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Класс млекопитающих Взаимоотношение организмов и среды обитания II И.Н. Пономарева В.М. Константинов Р.Д. Маш А.Г. Драгомилов 7 кл. «Общие сведения о многообразии животных, об их жизни и науки о них» 8 кл. «Органы чувств и анализаторы» Класс насекомые. Класс млекопитающие или зверей. Китообразные, рукокрылые III В.В. Пасечник В.М. Пакулова В.В. Латюшин 7 кл. «Многообразие животных» «Эволюция строения». «Взаимосвязь строения и функций организмов и их систем у животных» «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» 8 кл. «Строение и функция организмов» Класс насекомые. Класс млекопитающие. Эволюция строения. Анализаторы. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. Среда обитания, образ жизни и его поведение. Знакомство с различными органами чувств у животных. Воздействие человека и его деятельности на животных.
Выводы 1. Сенсорные системы определяют возможности ориентации животных в пространстве; 2. Эхолокация позволяет определять положение объектов (размеры, формы) и собственное нахождение в окружающем пространстве при недостатке освещённости; 3. Механизм эхолокации у представителей наземно-воздушной (отряды рукокрылые и чешуекрылые) и водной (отряд китообразные) сред жизни функционирует по принципиально одинаковой схеме. 14