Тексты для подготовки к изложению и сочинению (ОГЭ по русскому языку).

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Тексты для подготовки к изложению и сочинению (ОГЭ по русскому языку)." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Тексты для подготовки к изложению и сочинению
(ОГЭ по русскому языку).
Источник: Яндекс.Репетитор.
Текст 1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
В автобусе было душно и очень тесно. Старика зажали со всех сторон, и он уже сто раз пожалел о том, что решил поехать на очередной приём к врачу ранним утром. Он ехал и думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он ездил на автобусе в школу.
Был в его жизни один случай, который он не мог забыть. Он учился в третьем классе и ехал в школу. Сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. Где сошёл старик, он не заметил, но почему-то потом вспоминал о нём. «Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. Постепенно это воспоминание ушло на задний план, но иногда возвращалось как укол совести. Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно, если он сталкивался с неуважительным отношением к пожилым людям.
Автобус остановился, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. Вдруг к старику подошёл мальчик лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на моё место, вам тяжело стоять». У старика на глазах выступили слёзы. Они были одновременно горькие и сладкие. Они горчили потому, что совесть напомнила случай семидесятилетней давности, но они радовали и согревали сердце благодаря доброму поступку незнакомого мальчика.
(По С. Горевой)
Объём изложения – не менее 70 слов.
Текст 2
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Однажды летом вывела гусыня своих гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был тёплым и радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток есть нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнце ласковое, трава мягкая. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и разбежались по зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, мать часто оказывается забытой.
Вдруг надвинулись тучи, и на землю упали крупные капли дождя. И гусята тут же вспомнили о маме и побежали к ней. А с неба посыпался град. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла ими деток. Гусятам стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а им тепло и уютно.
Потом всё успокоилось. Гусятам хотелось поскорее обратно на луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети гусыни стаи требовать: «Выпускай нас, мама». Мать осторожно подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они заметили, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Но гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она устало ответила: «Всё хорошо, сын». Гусята бегали по траве, и мать была счастлива.
(По В. Сухомлинскому)
Объём изложения – не менее 70 слов.
Текст 3
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Митя любил бывать у дедушки в саду. Там было прохладно и спокойно. В саду росли яблони, груши и вишни. Каждый раз, приезжая в сад, Митя удивлялся, как пышно цветут деревья, какие они приносят сочные и сладкие плоды. Особенно ему нравились ягоды с одной вишни, которая росла около дома.
Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня. Ствол дерева был в трещинах, кора была как будто больная. Мальчик решил попробовать ягоды с этой вишни. Они оказались кислыми и наполовину червивыми. Митя вернулся в дом и спросил у дедушки об этой вишне. И дедушка объяснил, что эта вишня, оказывается, ровесница той, что растёт около дома. А потом дедушка признался, что первую вишню он часто поливал, ухаживал за ней, говорил ей добрые слова, а за второй вишней ему ухаживать не хотелось. Ходить туда было далеко, и каждый раз, когда он нёс в ведре воду для этой вишни, он ругал себя за то, что так далеко посадил её, и злился на дерево, говоря ему плохие слова.
«Так и человек, Митя, зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве», – сказал в конце разговора с внуком дедушка. А потом добавил: «В следующий раз, когда захочется с кем-нибудь поругаться, вспомни мой рассказ про две старые вишни».
(По С. Горевой)
Объём изложения – не менее 70 слов.
Текст 4
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
У Марины и Сергея жила овчарка Ласка. Это была не просто овчарка, а член их семьи, даже, можно сказать, ангел-хранитель. Однажды Сергей спускался на байдарке по горной реке, лодка перевернулась и, если бы не подоспевшая вовремя Ласка, Сергей мог бы утонуть. Поэтому собаку очень любили, заботились о ней.
В семье Марины и Сергея произошло долгожданное событие: у них родилась дочка Маша. Родители не могли нарадоваться собственному счастью. И только Ласка, казалось, была недовольна. Её так же выводили гулять, кормили, но мир теперь вертелся не вокруг неё. Со временем Марину и Сергея стало раздражать, что их подросшая дочка пытается поиграть с собакой, а та убегает от девочки. «У Ласки не развит материнский инстинкт, ей не понять нашего счастья», – говорила Марина.
Однажды девочка сильно простудилась. Она лежала в кроватке и постоянно звала маму. Марина буквально разрывалась между больной дочкой и домашними делами. Лишь на третий день она заметила, что Ласка не ест и не встаёт. Вызвали ветеринара. Врач признал собаку здоровой. «Тогда почему она не ест и не встаёт?» – спросила Марина. «Может быть, так она выражает свою любовь к вашей дочке», – ответил ветеринар. На следующий день Маша почувствовала себя гораздо лучше. А Ласка, заметив это, встала со своего коврика и подошла к девочке. В глазах у собаки были слёзы.
207 слов
(По С. Горевой)
Объём изложения – не менее 70 слов.
Текст 5
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Нам всем кажется, что счастье заключается в исполнении наших желаний. Пятиклассник думает: «Вот получу в школе хорошую оценку, родители похвалят – будет счастье». Для выпускника университета счастье – получить хорошую работу. Рабочий считает своим счастьем выходной. А юной моднице кажется, что её счастье – в покупке красивого платья.
Но, получив желаемое, мы всё равно не чувствуем себя счастливыми, потому что сразу начинаем хотеть чего-то ещё. Пятиклассник с пятёркой теперь мечтает о машинке в подарок (здесь-то уж точно наступит счастье!). Выпускник университета, получив работу, теперь хочет зарплату повыше. Работяга в выходной думает о том, как хорошо было бы уехать отдыхать на море. Модница, купив платье, начинает видеть своё счастье в найденных в магазине новых джинсах.
Быть может, счастье – не в исполнении желаний? Может, мы ошибочно полагаем, что человек счастлив тогда, когда получает то, чего у него не было? Всем на свете обладать невозможно, и нам всегда будет чего-то не хватать для счастья. Мы всегда будем желать заполучить то, чего у нас нет. Наверное, именно поэтому, как писал немецкий философ Фридрих Ницше, по-настоящему счастлив человек лишь тогда, когда он ценит то, что у него есть.
180 слов
(По материалам Интернета)
Объём изложения – не менее 70 слов.