Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "

- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Пришвин Михаил Михайлович – известный русский, советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Родился 4 февраля (23 января) 1873 года. В имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Липецкая область). В купеческой семье
Интересные факты из жизни Пришвина
У родителей Пришвина, состоятельной супружеской четы, жившей в родовом имении, было 5 детей. Михаил был самым младшим из них.
Его отец занимался коневодством, получал за своих скакунов призы и обожал охоту. Увлекался азартными играми в карты. Однажды, удача отвернулась от него – он крупно проигрался, продал своих лошадей и заложил усадьбу. Вскоре он умер, парализованный и сломленный горем.
Мать Пришвина, оставшаяся одна с детьми и дважды заложенным имением, смогла преодолеть все трудности и дать детям хорошее образование.
Будущий великий писатель за шесть лет учебы окончил всего 4 класса гимназии, потому что дважды оставался на второй год. Его как раз собирались вновь оставить на второй год, когда мальчик повздорил с учителем и был исключен из учебного заведения за дерзость.
Перебравшись к дяде, преуспевающему купцу, Пришвин начал, наконец, демонстрировать успехи в учебе. Дядя предлагал передать племяннику свое дело, но тот отказался, предпочтя работе в торговле учебу в вузе.
Прожив несколько лет в Лейпциге, Пришвин стал дипломированным агрономом. Вернувшись на родину, он успешно занимался этой профессией и стал автором нескольких книг о сельскохозяйственных культурах, например, о картофеле.
Во время первой мировой войны Пришвин был корреспондентом на фронте, передавая очерки в несколько газет.
Знаете ли вы, что Пришвин не любил оседлый образ жизни? Он всегда менял места жительства и любил путешествовать.
В 33-летнем возрасте Пришвин решил оставить службу, чтобы пойти в поход на русский Север. Это путешествие произвело на него неизгладимое впечатление и повлияло на дальнейшее становление личности писателя.
Интересен факт, что Пришвин всерьез увлекался автомобилями. Когда в 1930 г. он смог позволить себе купить «Москвич», писатель объездил на нем много советских городов.
Во время езды на машине, рядом с ним постоянно находились его любимые собаки.
Пришвин был не только писателем, но и одаренным фотографом. Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг.
Называл себя «Художником света»
С первой женой Михаил Пришвин прожил долгих 30 лет. А во второй раз он вступил в бpaк уже в 67-летнем возрасте. Вторая жена известного литератора была младше его на целых 20 лет.
В первом браке у писателя родилось трое сыновей. Один из них умер ещё в детстве, а двое остальных пошли по его стопам и тоже стали литераторами.
Дом-музей Михаила Пришвина находится в подмосковном Звенигороде. Он создан на принадлежавшей ему даче, на которой писатель провёл последние годы жизни.
В честь писателя названы:
- астероид (9539) Пришвин, открытый 1982 г.;
- пик Пришвина, высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро;
мыс Пришвина;
улицы Пришвина во многих городах нашей страны;
Школе МБОУ СШ № 1 в городе Ельце присвоено имя М. М. Пришвина (школа находится в здании гимназии, в которой будущий писатель учился).
Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.
М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.
«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин. Здесь он жил в эвакуации в начале Великой Отечественной войны
«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.
Многие жители этого села позднее стали прототипами повести, о которой мы с вами сейчас будем говорить
История создания сказки - были
«Кладовая солнца».
В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».
Прототипы в повести
Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы.
Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.
«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля 1943 года).
Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.
Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни.
Образ автора в повести.
Каким видит окружающий мир Пришвин?
Каким человеком предстает он перед нами?
Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая, в ее жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца.
Сказочное и реальное в повести.
Что же реально в «Кладовой солнца»?
Место действия.
Время действия – период Великой Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от беды. Возвращение домой с добычей).
Каковы сказочные черты в повести?
Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.
Сказочные черты в повести.
Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?
Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу оно ближе всего?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?
Ссора произошла на развилке двух троп.
Вспомните: «Налево пойдешь – богатым станешь, прямо пойдешь – голову сложишь, направо пойдешь – невесту найдешь» и др.
С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?
Как называлось болото?
Как местные жители прозвали
матёрого волка?
Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?
Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?
Чем похож и не похож на него Антипыч?
Какую главную тайну не открыл Антипыч?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.
Что происходит с природой во время ссоры ребят?
Природа одушевлена и одухотворена.
Художественный прием – олицетворение.
В любой сказке есть волшебные предметы.
Что в повести названо «чудесной вещью»? Почему?
В чем отличие компаса от сказочного клубка, который ведет за собой героя?
Авторская речь в повести.
Чем она напоминает сказочную?
Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку и подобна светлому ручейку в сказочном дремучем лесу.
Вывод.
Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.
Настя и Митраша.
Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?
Роль природы в повести.
Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки звучат в описании чудесного весеннего утра? С чем связана эта тревога? (текст стр.46)
Как отреагировала природа на то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата и сестры начинается с описания сосны и ели?
Поведение Насти и Митраши.
Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на нее внимание?
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е. признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что произошло с Митрашей?
Отношение автора к ребятам.
Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чувством, с какой интонацией рассказывает он об их приключениях? Обоснуйте.
Что можно назвать маленькой кладовой солнца?
Горелый пень на палестинке, который хранит в себе солнечное тепло и делится им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными запасами горючего, торфа (доброе тепло и энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность…
Смысл названия повести «Кладовая солнца».
Произведение имело несколько названий: «Друг человека», «Брат и сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое название – «Кладовая солнца»?
Вывод.
Название вмещает в себя и жизнь природы, и жизнь человеческую со всеми ее радостями и печалями, страданиями и открытиями, утратами и обретениями; оно сосредоточивает наше внимание не на сюжетных ходах, а на глубинном смысле произведения: ведь кладовая – хранилище чего – то, а солнце – мать всего живого, значит, жизни.