Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "

Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "

Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца " - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца ":
Cкачать презентацию: Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "

Презентация для классов "Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Михаил Михайлович Пришвин <br>«Кладовая солнца»<br>Сказка – быль<br><br>
1 слайд

Михаил Михайлович Пришвин
«Кладовая солнца»
Сказка – быль

  Пришвин Михаил Михайлович – известный русский, советский писатель, прозаик, публицист. Автор больш
2 слайд

Пришвин Михаил Михайлович – известный русский, советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Родился 4 февраля (23 января) 1873 года. В имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Липецкая область). В купеческой семье

<br>Интересные факты из жизни Пришвина<br><br>У родителей Пришвина, состоятельной супружеской четы,
3 слайд


Интересные факты из жизни Пришвина

У родителей Пришвина, состоятельной супружеской четы, жившей в родовом имении, было 5 детей. Михаил был самым младшим из них.
Его отец занимался коневодством, получал за своих скакунов призы и обожал охоту. Увлекался азартными играми в карты. Однажды, удача отвернулась от него – он крупно проигрался, продал своих лошадей и заложил усадьбу. Вскоре он умер, парализованный и сломленный горем.
Мать Пришвина, оставшаяся одна с детьми и дважды заложенным имением, смогла преодолеть все трудности и дать детям хорошее образование.

Будущий великий писатель за шесть лет учебы окончил всего 4 класса гимназии, потому что дважды остав
4 слайд

Будущий великий писатель за шесть лет учебы окончил всего 4 класса гимназии, потому что дважды оставался на второй год. Его как раз собирались вновь оставить на второй год, когда мальчик повздорил с учителем и был исключен из учебного заведения за дерзость.
Перебравшись к дяде, преуспевающему купцу, Пришвин начал, наконец, демонстрировать успехи в учебе. Дядя предлагал передать племяннику свое дело, но тот отказался, предпочтя работе в торговле учебу в вузе.

Прожив несколько лет в Лейпциге, Пришвин стал дипломированным агрономом. Вернувшись на родину, он ус
5 слайд

Прожив несколько лет в Лейпциге, Пришвин стал дипломированным агрономом. Вернувшись на родину, он успешно занимался этой профессией и стал автором нескольких книг о сельскохозяйственных культурах, например, о картофеле.
Во время первой мировой войны Пришвин был корреспондентом на фронте, передавая очерки в несколько газет.


Знаете ли вы, что Пришвин не любил оседлый образ жизни? Он всегда менял места жительства и любил пут
6 слайд

Знаете ли вы, что Пришвин не любил оседлый образ жизни? Он всегда менял места жительства и любил путешествовать.
В 33-летнем возрасте Пришвин решил оставить службу, чтобы пойти в поход на русский Север. Это путешествие произвело на него неизгладимое впечатление и повлияло на дальнейшее становление личности писателя.
Интересен факт, что Пришвин всерьез увлекался автомобилями. Когда в 1930 г. он смог позволить себе купить «Москвич», писатель объездил на нем много советских городов.
Во время езды на машине, рядом с ним постоянно находились его любимые собаки.

<br>Пришвин был не только писателем, но и одаренным фотографом. Он фотографировал природу для иллюст
7 слайд


Пришвин был не только писателем, но и одаренным фотографом. Он фотографировал природу для иллюстрации своих книг.
Называл себя «Художником света»

С первой женой Михаил Пришвин прожил долгих 30 лет. А во второй раз он вступил в бpaк уже в 67-летнем возрасте. Вторая жена известного литератора была младше его на целых 20 лет.
В первом браке у писателя родилось трое сыновей. Один из них умер ещё в детстве, а двое остальных пошли по его стопам и тоже стали литераторами.


 Дом-музей Михаила Пришвина находится в подмосковном Звенигороде. Он создан на принадлежавшей ему да
8 слайд

Дом-музей Михаила Пришвина находится в подмосковном Звенигороде. Он создан на принадлежавшей ему даче, на которой писатель провёл последние годы жизни.
В честь писателя названы: 
- астероид (9539) Пришвин, открытый 1982 г.;
- пик Пришвина, высотой 2782 м в отрогах Главного Кавказского хребта и близлежащее горное озеро;
мыс Пришвина;
улицы Пришвина во многих городах нашей страны; 
Школе МБОУ СШ № 1 в городе Ельце присвоено имя М. М. Пришвина (школа находится в здании гимназии, в которой будущий писатель учился).

Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.<br><br>М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий
9 слайд

Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.

М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общ
10 слайд

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин. Здесь он жил в эвакуации в начале Великой Отечественной войны
«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.

Многие жители этого села позднее стали прототипами повести, о которой мы с вами сейчас будем говорить

История создания сказки - были <br>«Кладовая солнца».<br><br>В 1945 г. Министерством просвещения был
11 слайд

История создания сказки - были
«Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».

Прототипы в повести<br>Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы.<b
12 слайд

Прототипы в повести
Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы.
Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйст
13 слайд

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля 1943 года).

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.<br>Антипыч
14 слайд

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.
Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни.

Образ автора в повести.<br>Каким видит окружающий мир Пришвин?<br> Каким человеком предстает он пере
15 слайд

Образ автора в повести.
Каким видит окружающий мир Пришвин?
Каким человеком предстает он перед нами?
Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая, в ее жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца.

Сказочное и реальное в  повести.<br>Что же реально в «Кладовой солнца»?<br><br>Место действия.<br>Вр
16 слайд

Сказочное и реальное в повести.
Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия.
Время действия – период Великой Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от беды. Возвращение домой с добычей).

Каковы сказочные черты в повести?<br>Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Наприме
17 слайд

Каковы сказочные черты в повести?
Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Сказочные черты  в повести.<br>Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках? <br>Почему с бра
18 слайд

Сказочные черты в повести.
Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Зачем отправились дети? Какова их цель?<br>Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и
19 слайд

Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу оно ближе всего?

Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?<br>Ссора произошла на развилке двух
20 слайд

Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?
Ссора произошла на развилке двух троп.
Вспомните: «Налево пойдешь – богатым станешь, прямо пойдешь – голову сложишь, направо пойдешь – невесту найдешь» и др.

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?<br>Как называлос
21 слайд

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?
Как называлось болото?
Как местные жители прозвали
матёрого волка?

Кто же помог Насте и Митраше?<br> Кто стал спасителем детей?<br><br>
22 слайд

Кто же помог Насте и Митраше?
Кто стал спасителем детей?

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?<br>Кто в сказках часто выступает в роли по
23 слайд

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?
Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?
Чем похож и не похож на него Антипыч?
Какую главную тайну не открыл Антипыч?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Что происходит с природой во время ссоры ребят?<br>Природа одушевлена и одухотворена. <br>Художестве
24 слайд

Что происходит с природой во время ссоры ребят?
Природа одушевлена и одухотворена.
Художественный прием – олицетворение.

В любой сказке есть волшебные предметы.<br>Что в повести названо «чудесной вещью»? Почему?<br>В чем
25 слайд

В любой сказке есть волшебные предметы.
Что в повести названо «чудесной вещью»? Почему?
В чем отличие компаса от сказочного клубка, который ведет за собой героя?

Авторская речь в повести. <br>Чем она напоминает сказочную?<br>Речь автора нетороплива, напевна, пла
26 слайд

Авторская речь в повести.
Чем она напоминает сказочную?
Речь автора нетороплива, напевна, плавно складывается словечко к словечку и подобна светлому ручейку в сказочном дремучем лесу.

Вывод.<br>Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сю
27 слайд

Вывод.
Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.

У каждого своя тропа.<br>
28 слайд

У каждого своя тропа.

Настя и Митраша. <br>Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчерк
29 слайд

Настя и Митраша.
Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?


Роль природы в повести.<br>Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему?<br>Какие тревожные нотки
30 слайд

Роль природы в повести.
Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки звучат в описании чудесного весеннего утра? С чем связана эта тревога? (текст стр.46)
Как отреагировала природа на то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата и сестры начинается с описания сосны и ели?

Поведение Насти и Митраши.<br>Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?<br>Почему даже лес
31 слайд

Поведение Насти и Митраши.
Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на нее внимание?
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е. признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что произошло с Митрашей?

Отношение автора к ребятам.<br>Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чув
32 слайд

Отношение автора к ребятам.
Как относится автор к тому, что происходит с его героями? С каким чувством, с какой интонацией рассказывает он об их приключениях? Обоснуйте.

Уроки повести.<br>Чему учит нас история Насти и Митраши?<br>
33 слайд

Уроки повести.
Чему учит нас история Насти и Митраши?

Что можно назвать маленькой кладовой солнца?<br>Горелый пень на палестинке, который хранит в себе со
34 слайд

Что можно назвать маленькой кладовой солнца?
Горелый пень на палестинке, который хранит в себе солнечное тепло и делится им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными запасами горючего, торфа (доброе тепло и энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность…

Смысл названия повести «Кладовая солнца».<br>Произведение имело несколько названий: «Друг человека»,
35 слайд

Смысл названия повести «Кладовая солнца».
Произведение имело несколько названий: «Друг человека», «Брат и сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое название – «Кладовая солнца»?

Вывод.<br>Название вмещает в себя и жизнь природы, и жизнь человеческую со всеми ее радостями и печа
36 слайд

Вывод.
Название вмещает в себя и жизнь природы, и жизнь человеческую со всеми ее радостями и печалями, страданиями и открытиями, утратами и обретениями; оно сосредоточивает наше внимание не на сюжетных ходах, а на глубинном смысле произведения: ведь кладовая – хранилище чего – то, а солнце – мать всего живого, значит, жизни.

Спасибо за урок!<br>
37 слайд

Спасибо за урок!

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по литературному чтению на тему: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца "" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация