Презентация "способы постановки звука Р"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "способы постановки звука Р"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
СПОСОБЫ
ПОСТАНОВКИ
ЗВУКА Р
Учитель-логопед Халилева Л.Ф
МБОУ «Янтарненская школа
им. В.В. Кубракова"
Произношение звука [Р]
(НОРМА)
Губы разомкнуты
Зубы стиснуты на расстоянии 4-5 мм
Кончик языка подходит к основанию
верхних резцов, напряжен, вибрирует.
Язык принимает форму ложечки.
Боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам.
Воздушная струя сильная, теплая, проходит
посередине языка
ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА
Ребенок различает на слух, но не произносит звук [Р]
Язык безучастно лежит во рту. При этом звук [Р] может быть лишен собственной присущей ему артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного (КАаОВА).
- Горловое (велярное и увулярное)
- Боковое (слышится [рл])
- Носовое (слышится [нг])
- Одноударное
- Мягкое произношение [р’]
Постановка звука
по подражанию
от опорных
звуков
от артикуляционных упражнений
с механической
помощью
Постановка звука р по подражанию предполагает:
- слуховое восприятие звука
- акустический образ (рокот мотора, рев льва, рычание собаки, тигра…)
- визуальный контроль, тактильные ощущения.
Упражнения-слоги
В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки Р недостаточно, использую следующие упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:
дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.
дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....
дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...
Артикуляционное упражнение «Грибок»
Предложите ребенку при открытом рте присосать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом.
Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.
Артикуляционное упражнение «Грибок»
Ребенок кладет голову на колени логопеду,
присасывает язык к нёбу("Грибок"),
в это время логопед большим и указательным пальцами (разумеется, чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!),
ребенок с силой дует на язык и ...
частенько сразу же появляется вибрация!!!
Постановка звука [Р]
от звука [С] на выдохе
Выдуть воздух изо рта со звуком [С] , а потом резко всосать этот же самый воздух и звук [С] обратно вместе с языком, как будто улитку в раковину.
При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам. Затем нужно естественным образом произнести звук [С] и повторить эти же действия на выдохе.
Постановка звука [Р] от слогового
сочетания или «ЗА»
«Заводим мотоцикл».
Протяжно произнося слог «Ззза», ребенок, как бы «газуя», делает РЕЗКИЙ поворот кистями рук, и, таким же РЕЗКИМ рывком, «чиркая» кончиком языка вверх по альвеолам, делает резкий выдох на кончик языка. Получается фрикативный звук [R] или нормативный [Р] в сочетании с гласным [А] . Затем ребенок «катается на мотоциклах других марок», имитируя рев моторов РУ, РЫ, РЭ, РО.
Артикуляционное упражнение «Парус»
Пусть ребенок очень звонко произносит звук [Д] , прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Звук надо произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не отрывать от альвеол. Скажите ребенку, что его язык – это «парус» и при произнесении звука [Д] он должен выдувать воздух так, чтобы его «парус захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так, чтобы «ветер прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). Получится звукосочетание Дррр
Прием «Подуй на карандаш»
Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый
карандаш. Получается
глухое раскатистое Трр.
Прием «Фокус»
Предложите ребенку произнести верхнеязычное [Т] в составе сочетания ДЗЫНЬ (или мягкое верхнеязычное [З’ ] - ДЗИНЬ), имитируя звон колокольчика, при этом он должен провести пальцем под языком. Вместо колокольчика зазвучит балалайка – вместо «ДЗЫНЬ» послышится «ДРЫНЬ» (или соответственно вместо «ДЗИНЬ» - «ДРИНЬ»). Затем следует постепенно удлинять произношение второго звука этого сочетания, обращая внимание ребенка на его звучание.
Постановка звука [Р] механическим способом
Ребенок длительно, протяжно произносит:
- * либо верхнеязычный звук [Ж], [З]
- *либо одно из сочетаний: «ЗА», «ЖА», «ДЖ»,«ДЗ»,
- * либо одно из слов: «жир», «тыр», «дырка»
«дзынь»
- * либо
Одновременно под язык ребенка подкладывается соска. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами