Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму"

Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму"

Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму":
Cкачать презентацию: Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму"

Презентация для классов "Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

  Способы  и средства адаптации   ребенка к школьному социуму<br>
1 слайд

Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму

Адаптация<br>Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений
2 слайд

Адаптация
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения.

Адаптация – это не только приспособление к благополучной деятельности в настоящей среде, но и умение к последующему психологическому, индивидуальному, социальному процессу развития.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

В отношении ребенка адаптация – степень его социального развития и воспитания, уровня его соответств
3 слайд

В отношении ребенка адаптация – степень его социального развития и воспитания, уровня его соответствия или расхождения преобладающему количеству ровесников. Другими словами – это анализ соответствия (несоответствия) социального формирования ребенка его возрасту. В его поведение, общение со сверстниками и взрослыми, эффективность в учебной деятельности и игровой естественны и не различаются от прочих детей. Они оказываются итогом его социализации и самовоспитания. Такого рода оценка может быть в условиях школы и дома.

Адаптационные преобразования предусматривают более или менее осознанные преображения, через которые продвигается личность ребенка в результате преобразования, изменения обстоятельств. Перемены постоянно следуют в жизни человека, поэтому для любого субъекта существенно важно быть готовым к напряженным моментам, переломным событиям, разумному переосмыслению своей жизненной позиции в иной ситуации. Это обеспечивает действительные предпосылки подготовленности к стопроцентной, действенной адаптации.
Адаптационные преобразования

Социальная адаптация в первом классе <br>    С приходом в первый класс, ребенок должен освоить новую
4 слайд

Социальная адаптация в первом классе
С приходом в первый класс, ребенок должен освоить новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебный.
У ребенка в первом классе изменяется социальное окружение: появляются новые друзья из числа одноклассников, появляются учителя; школа для ребенка становится большой социальной группой. С приходом в первый класс у ребенка меняется и изменяется уклад его жизни. У шести - семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка.
Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественнозначимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.

Проблемы социальной адаптации<br>   Для первоклассника приход в школу – это ситуация неопределенност
5 слайд

Проблемы социальной адаптации
Для первоклассника приход в школу – это ситуация неопределенности, которая вызывает определенное волнение. Ведь в данный период для него начинается новая жизнь с новыми впечатлениями, эмоциями, чувствами и переживаниями, которые во многом отличаются от условий и жизни в детском саду. Начиная с первого класса, младший школьник должен будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию.
Задача учителя начальных классов в этот период помочь первокласснику не только обрести самого себя, но и научить его отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Проблемой социальной адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова.

Уровни социально-психологической адаптации к школе. Высокий уровень.<br>Высокий уровень адаптации.
6 слайд

Уровни социально-психологической адаптации к школе. Высокий уровень.
Высокий уровень адаптации. Первоклассник обладает положительным отношением к школе, представляемые требования осознает соответствующе; учебную информацию воспринимает без сложностей;
наиболее полно осваивает программный материал;
решает затрудненные задачи, старателен, сосредоточенно выслушивает инструкции, разъяснения педагога, выполняет возложенные поручения без контроля учителя;
демонстрирует большую заинтересованность к индивидуальной учебной деятельности (постоянно готовится ко всем учебным занятиям), общественные поручения исполняет с радостью и старательно; занимает в коллективе класса положительное весомое место.
Степени развития всех показателей отвечают высоким. Имеются установки на созданную произвольность, учебную мотивацию, позитивное отношение к школе, развитые коммуникативные умения.

Средний уровень адаптации. Первоклассник обладает позитивным отношением к школе, ее посещение не соз
7 слайд

Средний уровень адаптации. Первоклассник обладает позитивным отношением к школе, ее посещение не создает отрицательных эмоций, воспринимает учебную информацию, если педагог преподносит его детально и ярко, осваивает главный смысл учебных проектов, сам выводит решение стандартных задач, сосредоточен и аккуратен при исполнении заданий, упражнений, поручений взрослого, но при его наблюдении; может быть внимателен только в том случае, когда занят чем-то для него увлекательным (учит уроки и делает домашнюю работу почти всегда); общественные задания исполняет тщательно, водит дружбу со многими одноклассниками.
Средний уровень адаптации

 Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично воспринимает школу; часты жало
8 слайд

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично воспринимает школу; часты жалобы на болезненное состояние;
доминирует унылое расположение духа; наблюдается несоблюдение дисциплины;
излагаемые педагогом сведения воспринимает не полностью;
индивидуальная деятельность с учебником отягощена;
при проделывании индивидуальных учебных задач не показывает стремления;
к учебным занятиям готовится нерегулярно, необходимы бесконечный контроль, постоянные обращения и толчок со стороны педагога и родителей.
Низкий уровень адаптации

Школьная дезадаптация<br>Школьная дезадаптация — это создание неправильных механизмов приспособления
9 слайд

Школьная дезадаптация
Школьная дезадаптация — это создание неправильных механизмов приспособления ребенка к школе в виде нарушений учебной деятельности, поведения, разногласий, психогенных заболеваний и реакций, повышенной степени встревоженности, деформаций в индивидуальном развитии.
В первом классе на плечи ребенка падает непривычная для него нагрузка. Какой бы деятельностью не занимался ученик: мыслительную по изучению новых знаний, статическую нагрузку, сидя в почти недвижном положении за партой, психологическую от коммуникации в большом коллективе, - на все это детский организм откликается обостренной деятельностью. И чем больше нагрузка, тем больше средств расходуется. А потенциал детского организма далеко не бесконечен. Поэтому взрослым надо наблюдать за тем, чтобы ребенок не переживал долговременного напряжения, влекущего к усталости и изнурению, что может негативно отразиться на здоровье ребенка. Физическая адаптация первоклассников длится 1,5-2 месяца

Показатели благополучной адаптации<br>Показателями того, что ребенок прошел благополучную адаптацию
10 слайд

Показатели благополучной адаптации
Показателями того, что ребенок прошел благополучную адаптацию к школе, являются:
удовлетворенность процессом учебы; ребенку нравится в школе, он уверен в своих силах и не ощущает чувство страха;
ребенок справляется с учебной программой;
первоклассник может самостоятельно выполнять учебные задания, а при появлении затруднений стремиться за помощью к взрослым только после попыток решить задачу самому;
удовлетворенность ребенка межличностными отношениями сровесниками и педагогами.

Способы  и средства адаптации   ребенка к школьному социуму<br> общеклассные - проводятся для знаком
11 слайд

Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму
общеклассные - проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
групповые, индивидуальные - проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации;
Педагогическое общение играет большую роль в социальной адаптации первоклассников. Главным образом, велико его значение на начальном периоде учения – периоде приспособления ребенка к иным социально-психологическим условиям действительности. Порядок взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-учитель», появившийся на этапе социальной адаптации, большей частью определит эффективность преподавания, воспитания и развития ребенка в будущем.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у родителей необходимости в психологичес
12 слайд

Психологическое просвещение представляет собой формирование у родителей необходимости в психологических сведениях, стремление применять их в пользу собственного развития и интереса и создание ситуаций для благоприятного индивидуального развития первоклассников.
Консультационная деятельность – это предоставление содействия родителям в проблемах развития, воспитания и учения первоклассников с помощью психологического консультирования. Консультирование и психологическое образование родителей очень нужно осуществлять в непростые этапы развития первоклассника, такие как социальная адаптация к школе.
Коллективная консультация в виде родительского собрания – это прием рассказать родителям определенные нужные сведения о режиме жизни ребенка накануне ученической деятельности.
Индивидуальные консультации, главным образом, осуществляются для родителей, чьи дети продемонстрировали невысокие результаты в ходе исследования и могут переживать сложности в социальной адаптации к школе.
Психологическое просвещение

Наблюдение – особенно известный и необходимый метод в деятельности с первоклассниками, но он может и
13 слайд

Наблюдение – особенно известный и необходимый метод в деятельности с первоклассниками, но он может использоваться в исследовании развития детей всякого возраста. Применение метода наблюдения должно соответствовать ряду правил. Это точная определенная цель, создание плана наблюдения (что наблюдать, как записывать), регулярность наблюдения (в эпизодических наблюдениях возможно обнаружить только случайные моменты, зависящие от немедленного состояния ребенка и не показывающие закономерностей его развития и роста), беспристрастность наблюдения (рассматривается сам пример, а не его понимание наблюдателем).
С помощью наблюдения отмечаются ученики моторно-расторможенные, эмоциональные, нервные, инертные, дети эмоционально-неустойчивые и с преобладанием некоторого типа эмоций, социально уверенные, с легкостью входящие в общение, неуверенные, стеснительные и т.д. При более продолжительном наблюдении предлагается осуществлять анализ исполнения детьми учебных задач: обзор тетрадей, выслушивание ответов на учебных занятиях, а также рассматривать степень успешности по всем учебным дисциплинам

Наблюдение

Социальная адаптация через игру<br>Социальная адаптация первоклассника быстрее движется благодаря иг
14 слайд

Социальная адаптация через игру
Социальная адаптация первоклассника быстрее движется благодаря игре.
Применяя игру, как образец настоящей жизни, ученики получают ранний социальный навык.
Воспитание первоклассников через игру содействует согласованному умственному, физическому, этическому воспитанию ребенка.

Информационно-консультативная беседа<br>       Информационно-консультативная беседа включает в себя
15 слайд

Информационно-консультативная беседа
Информационно-консультативная беседа включает в себя классные часы, беседы – консультации с родителями, родительские собрания, внеурочные мероприятия, ориентированные на благополучную социальную адаптацию первоклассников.

Поддержка и стимулирование новых умений, примеров поведения<br>содержит: <br>методы стимулирования и
16 слайд

Поддержка и стимулирование новых умений, примеров поведения
содержит:
методы стимулирования интереса к учебе (познавательные игры, учебные обсуждения, формирование эмоционально – нравственных обстоятельств, организационно - деятельностные игры;
методы стимулирования обязательности и долга (убеждения в важности учебы, предъявления требований, пожеланий)

Поощрение, одобрение и похвала<br>Поощрение – это метод проявления благоприятной оценки поведения и
17 слайд

Поощрение, одобрение и похвала
Поощрение – это метод проявления благоприятной оценки поведения и действий каждого ученика или коллектива класса. Его активизирующее значение устанавливается тем, что в нем заключается коллективное принятие того представления деятельности, который выбран учащимся. Испытывая ощущение удовлетворения, ученик чувствует прилив сил и активности, убежденность в своих силах. Поощрение обладает воспитательным действием, если оно важно и неоценимо для самого ребенка и подкрепляется коллективным мнением. Оно сохраняет благоприятные умения и полезные навыки. Его воздействие создает положительные чувства, заставляет верить в себя.
Немаловажно, чтобы похвала не указывала на противоположность ученика другим членам детского коллектива. Она должна быть объективной. При применении поощрения, одобрения и похвалы нужно принимать во внимание личные особенности поощряемого ребенка, объем приложенных сил. Используя данный метод, нужно выдерживать рамки и предосторожность, не восхвалять за то, что имеется от природы (состояние здоровья, красота), за то, что не требовало значительных стараний.

Социальный патронаж<br>На сегодняшний день важным методом социальной адаптации оказывается социальны
18 слайд

Социальный патронаж
На сегодняшний день важным методом социальной адаптации оказывается социальный патронаж, главным образом в адаптации первоклассников. Его идея состоит в предоставлении детям целенаправленной социальной помощи. В такого рода характерном индивидуальном социальном патронаже нуждаются многие дети, приступившие к школьному обучению.
Весь первый год учебы в школе ученики теряют на адаптацию к пожеланиям учителя и освоение принципиально нового типа поведения. Отдельные ученики адаптируются к иным обстоятельствам за короткое время и без поддержки взрослых, а другим детям нужен длительный срок и помощь педагога.

Адаптации первоклассников по ФГОС<br><br>Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка
19 слайд

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
установлен контакт с учителем;
ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
налажены отношения с одноклассниками;
ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

Условия для успешной адаптации<br>Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечи
20 слайд

Условия для успешной адаптации
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:
организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
создание комфортных условий для общения;
проведение оздоровительно-профилактической работы;
организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
организация активного досуга во внеурочное время;
формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Вывод<br>Таким образом, социальная адаптация – это процесс активного приспособления субъекта к услов
21 слайд

Вывод
Таким образом, социальная адаптация – это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей сопоставлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума.
«Социальная адаптация» предполагает собой начальную стадию «социализации личности», совпадающую с периодом детства. На данном этапе осуществляется вступление первоклассника в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Социальные переживания, которые отражают отношение ребенка к общественному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации первоклассников.

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация на тему "Способы и средства адаптации ребенка к школьному социуму"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация