Презентация по русскому языку "Виды грамматических разборов в начальной школе"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по русскому языку "Виды грамматических разборов в начальной школе"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Виды грамматических разборов
в начальной школе
Автор: Логунина Ольга Викторовна
учитель начальных классов
«МБОУ « СОШ № 27» г. Чебоксары
Значение грамматических разборов
Грамматические разборы способствуют:
1) закреплению грамматических знаний, поэтому при проведении грамматических разборов учитель должен формировать умения доказывать;
2) формированию орфографических умений и навыков;
3) развитию речи и мышления учащихся, т.к. в процессе проведения грамматического разбора они учатся рассуждать;
4) грамматический разбор является средством проверки знаний учащихся.
фонетический (звуко - буквенный) разбор;
морфемный ( по составу, словообразовательный) разбор);
морфологический разбор;
синтаксический разбор.
2
3
4
1
Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор)
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
Сколько в слове слогов?
На какой слог падает ударение?
Написать транскрипцию слова.
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие (указать парные или непарные), твёрдые и мягкие (указать парные или непарные); какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв в слове.
Фонетический разбор
Морковь [м] [а] [р] [к] [о] [ф'] - 2 слога, 4 согл. зв., 2 гл. зв.
м – [м] – согл., тв. парн., зв.непарн.
о – [а] – гласн., безударн.
р – [р] – согл., тв. парн., зв. непарн.
к – [к] – согл., тв. парн., , глух. парн.
о – [о] – гласн., ударн.,
в – [ф'] – согл., мягк. парн., , глух. парн.
ь - [ ]
7 б., 6 зв.
1
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово.
Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
выдели основу слова: все, кроме окончания. Но надо помнить, что -ТЬ, -Л- - это формообразующие суффиксы, они в основу слова не входят.
найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).
Образец устного разбора:
Подставка
Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
Выделю основу слова. В слове подставка основа слова - подставк.
Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.
Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.
Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.
Образец письменного разбора: под став к а . Основа выделяется снизу – подставк.
Морфологический разбор
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Морфологический разбор имени существительного
Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.
1. Птицу – имя сущ., предмет
2. Н. ф. – птица
3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж.р., 1 скл.
4. Непост. призн.: в В.п., в ед. ч.
5. Увидел (кого?) птицу
Морфологический разбор имени прилагательного
Из-за туч показалось ласковое3 солнышко.
1.Ласковое (солнышко) – имя прилаг., признак предмет
2. Н. ф. – ласковый
3. Пост.призн.: качеств.
4. Непост. призн.: в И.п., в ед. ч., в ср.р.
5. Солнышко (какое?) ласковое
Морфологический разбор глагола
Из-за туч показалось3 ласковое солнышко.
1. Показалось – глагол, действие предмета
2. Н. ф. – показать
3. Пост.призн.: сов.в., I спр.
4. Непост. призн.: в изьяв накл., в пр.вр., в 3 л., в ср.р., в ед.ч.
5. Солнышко (что сделало?) показалось
Синтаксический разбор предложения
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
По эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
Определи, распространенное предложение или нераспространенное.
Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.
Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов, делается схема).