Презентация к уроку ИЗО "Цвет в натюрморте"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация к уроку ИЗО "Цвет в натюрморте"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Цвет в натюрморте
Попова Мария Дмитриевна.
МАОУ «СОШ №79» город Пермь.
6 класс. Школа Неменского.
В начале XX в., когда появилась фотография, а затем и кино, вдруг чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. К этому жанру обратились очень многие художники. И не только потому, что писать цветы, фрукты и окружающие бытовые вещи всегда интересно, но еще и потому, что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового ведения мира.
В это время натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством в живописи стал цвет.
Новую свободу выражения открыли французские художники импрессионисты и постимпрессионисты во второй половине XIX в.
Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века. Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление».
Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») – направление в живописи начала XX века, для которого характерен отказ от эстетики импрессионизма и реализма в пользу новых направлений и техник, основанных на контрасте цветов и технике рисунка.
Колористическая выразительность всегда была основой живописи, но теперь цвет занял совершенно новое, определяющее место. Он стал выражением особого мира художника и своеобразия его взгляда на жизнь.
П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Масло. Франция. XIX в
Поворотным в развитии натюрморта явилось творчество П. Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. «Художнику надо научиться строить форму цветом» — так прозвучал его завет.
Поль Сезанн "Натюрморт с яблоками" ок. 1890
"Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса - и всё это в перспективном сокращении, т.е. каждая сторона предмета должна быть направлена к центральной точке".
В. Ван Гог приходит к идее, что краски палитры живописца не обязаны совпадать с красками природы. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя. Эти идеи были новы и предопределили будущие искания живописцев.
В. Ван Гог. Подсолнухи. Масло. Франция. ХIХ в.
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Самым ярким из импрессионистов был А. Матисс. Большое влияние на него оказали впечатления от восточного и древнерусского искусства. Его картины — это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической, однако художник писал, что выбор красок основан на наблюдении натуры, «на опыте моих чувств».
А. Матисс. Красная комната. Масло. Франция. XIX в.
Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Цвет для него является основным выразительным средством, красный на полотне словно излучает жизненную энергию, несет заряд радости и оптимизма.
Театр предметного мира воплощает, а часто и порождает наше новое восприятие окружения, те ощущения, о которых не скажешь иначе, потому, что они заключены и зрительных образах.
К.А. Коровин, Рыбы, вино и фрукты. Масло. Россия. XX в.
Новое отношение к цвету нашло воплощение в натюрмортах русских художников К.А. Коровина, И.Э. Грабаря. Их картины как бы наполнены цветным воздухом, в них звучит новое богатство сложных цветовых отношений.
И.Э. Грабарь. Неприбранный стол. Масло Россия. XX в.
В начале XX века в Москве образовались группа молодых художников, которые назвали себя неожиданно — «Бубновый валет», нарочно обостряя в названии свое желание выразить яркую радость жизни в праздничное озорство. Эти художники умели видеть замечательные подсказки в пестрой и нехитрой уличном вывеске, в предметах народного искусства, которое очень ценили. Их работы разные по настроению, зa каждым натюрмортом своя жизненная ситуация, свое переживание, высказанное смело и энергично.
У И.И. Машкова красные фрукты задорны и нарядны. А в произведении Р.P. Фалька красное драматично. Резкие контрасты создают атмосферу напряженного конфликтного разговора.
И.И. Машков. Синие сливы. Mасло. Россия XX в.
«Красная мебель», Роберт Фальк, 1920 год
Совершенно другом мир предстаёт в произведениях художников
П.В. Kyзнецова и К.С. Петрова-Водкина. Здесь мы видим и грусть, и ощущение хрупкости жизни. В немногословности этих полотен чувствуется особая значительность, которую в тe трудные годы приобрели такие, например. простые жизненные понятия, как еда, тепло, дом.
П.В. Кузнецов. Натюрморт с хрусталем. Масло. Россия. XX в.
Цвет не только передаст реальную окраску, но и позволяет нам ощутить предмет, почувствовать его тяжестъ или легкость, холод или тепло.
К.С. Петров-Водкин, Скрипка. Масло. России. XX в.