Презентация "Двустрочки" для изучения нотной грамоты по Брайлю
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Двустрочки" для изучения нотной грамоты по Брайлю" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ДВУСТРОЧКИ
Стишки для изучающих основы музыкальной грамоты по
рельефно-точечной системе Л. Брайля
Учебное пособие
Курск
2007
Оформление и компьютерная вёрстка:
Преподаватель высшей категории
Лебединский Юрий Игоревич
Составитель: Заслуженный работник
социальной защиты РФ
Грибачёв Александр Николаевич
(27.01.1951-01.05.2008)
1111119
Мысль о создании настоящего пособия, возникла у меня как отклик на просьбы преподавателей Детской музыкальной школы г. Армавира принимавших участие в семинаре учителей музыки специальных школ-интернатов (г. Курск, 1995г.).
В Курском музыкальном колледже-интернате слепых я работаю преподавателем по классу баяна и веду классы элементарной музыки и гармонии. В начале 90-х была создана основная часть пособия. Мне хотелось подарить его детям, впервые начинающих обучаться музыке.
Мои всегдашние робость и скромность, помешали завершить начатое. Однако, в декабре 1999 года, во время празднования 45-летия колледжа я поделился этой идеей с главным редактором издательства музыкальной литературы Г.А. Смирновым и получил одобрение.
Время шло, нашими студентами становились юноши и девушки потерявшие зрение в результате известных, порой, никому не известных трагических событий.
От автора
Студенты колледжа приходят к нам из детства, поэтому, апробирование предлагаемых «двустрочек» даёт желаемые результаты.
Пособие посвящается всем незрячим, столкнувшимся с освоением Брайлевской системы, в том числе и нотной.
На заключительной конференции, организованной некоммерческим фондом «Мир искусства» во главе с её президентом В.М. Тетериным, проходившей в рамках научно-практического семинара, посвященного проблемам обучения музыке инвалидов по зрению (Курск, 14-16 марта 2007г.), все участники единодушно выразили своё мнение о необходимости создания подобного пособия.
Прежде всего, эту работу я адресую преподавателям нотной системы Брайля. Рекомендую использовать её как повторительно-обобщающий материал для закрепления уже изученного раздела музыкальной грамоты. Подобно знаменитым «урокам радио-няни», столь полезными и любимыми многочисленной аудиторией слушателей Всесоюзного радио.
Предлагаемые «двустрочки» можно распевать на известные частушечные мотивы разных регионов России, или на мелодию знаменитого «Камаринского мужика».
Возможно разделение классов на группы, поочередное декламирование каждой строчки, приплясывание или инсценировка, к примеру, знаков альтерации, прибавление к «восьмушкам» точек, пауз, – со счетом или без него и т. д.
Разумеется, данное пособие, в силу ряда причин, не может претендовать на всеобщий охват каждого раздела курса музыкальной грамоты. Его задача – с помощью игровых ситуаций раскрепостить и увлечь как семилетнего ребенка, так и взрослого человека.
Не всегда точки в пособии называются в определенном порядке, так как это невозможно из-за стесненности «двустрочки» (см. обозначение бекара). За то, обучающийся поставлен перед необходимостью ускорения развития навыков более свободного ориентирования и внутри Брайлевской ячейки, и на плоскости всего Брайлевского прибора.
К сожалению. разобщённость преподавателей системы Брайля столь велика, что учащиеся Петровской школы Читинской области и Лаишевской школы (Татарстан) не смогут использовать эту работу, т. к. первой точкой при письме у них считается правая нижняя точка ячейки прибора Брайля.
Последние разделы, посвященные квинтовому кругу порядку появления диезов и бемолей, рассчитаны на старших детей, на их абстрактное воображение, наличие чувства юмора и т.д. Конечно же, ни «кошка на такси», ни «летящая к ней в гости дрофа» здесь ни при чём, – важно, чтобы подобные каламбуры и «нескладушки» способствовали скорейшему запоминанию и закреплению материала.
В этой связи хочу вспомнить своего дорогого учителя, незрячего профессора Донецкой консерватории Н.С. Михальченко. Те, кому доводилось бывать на его сеансах по запоминанию ста и более любых слов и их воспроизведению в любой последовательности – удивлялись этому феномену. А между тем, у него была заранее заготовлена «своя» сотня особых слов с точным количеством и порядком согласных букв. Вместе с предложенными на сеансе словами, они и составляли те самые «нескладушки».
Дорогой читатель!
Пособие, которое вы держите в руках – моя первая проба пера подобного вида. Вопросы критические замечания и пожелания обязательно возникнут. Жду с нетерпением письменных откликов. Возможно, будут пожелания продолжения или дополнения предлагаемого пособия, поэтому – «чтоб ответить на такое, жди издание второе…».
«Я начинающим дарю свои «двустрочки» ,
чтоб изучать основы музыки по точкам» .
НОТЫ
Двустрочные помощницы по нотам, по восьмым,
Нам выучить вас хочется, мы нотки знать хотим!
1. Восьмые:
Точки «раз», «четыре», «пять»
– Будет нотка «ДО» звучать!
Пишем точки «раз» и «пять»
– И услышим «РЕ» опять
=
=
«Раз», «четыре», «два» возьми
– И получишь нотку «МИ»
«Пять», «четыре», «раз» и «два»
– Получилась нотка «ФА»
Чтобы нотку «СОЛЬ» узнать
– Впишем «раз», и «два», и «пять»
Нотку «ЛЯ» чтоб не забыли
– Будут точки «два», «четыре» = =
А захочешь «СИ» узнать
– точки «два», «четыре», «пять»
=
=
2. Ноты по длительности больше восьмых:
Чтоб быстро и умело все нотки нам узнать,
К восьмушкам будем смело мы точки прибавлять!
Если точку «три» поставить,
– половинной нотка станет!
Нотки целые, смотри,
Вместе точки «шесть» и «три»!
Снизу точки «шесть» вставляем,
– Четвертные получаем!
3. Ноты по длительности меньше восьмых:
А шестнадцатые смелые,
Выглядят точь-в-точь, как целые!
Коль нужна тридцать вторая,
– С точкой «три» нота восьмая!
ОКТАВНЫЕ ЗНАКИ
Знак октавный – самый близкий к ноте знак!
Эти знаки перед нотой пишем так:
Точку «пять» пиши с начала,
Будет первая октава!
Коль «четвёртая», «шестая»,
– то уже будет вторая!
Точки «пять» и «шесть» кто пишет
– Тот октаву третью слышит!
Если точка лишь шестая,
– То в четвёртой мы октаве!
Коль «четыре», «пять» и «шесть»
– Малая октава здесь!
Точки «пять» «четыре» ставим,
Сразу мы в большой октаве!
«Раз», «четыре»,«три» и «шесть»,
Пауза восьмая есть!
ПАУЗЫ
Точки «три», «четыре», «раз»,
– Целый такт молчим сейчас…
Половинка если есть,
Молча пишем: «раз», «три», «шесть»! .
«Раз», «два», «три», и «шесть» ищи,
– И на четверть замолчи..!
Для нот и пауз с точкой,
есть общая «двустрочка»! .
Точку «три» прибавим к ним = =
– в половину удлиним!
Коль молчать нам меньше нужно,
Те же знаки пишем дружно!
АППЛИКАТУРА
(обозначение пальцев)
После нот и интервалов ставим сразу,
Чтоб удобнее сыграть любую фразу.
С первой точки начинаем, – 1 палец
– Первым пальчиком играем!
Коль вторым играть нам нужно, – 2 палец
Пишем «раз» и «два» мы дружно.
Третий пальчик – посмотри! – 3 палец
Это точки «раз», «два», «три»!
Чтоб узнать четвёртый, точно, – 4 палец
Должна быть вторая точка.
Пятый пальчик если встретим, – 5 палец
– Видим первую и третью!
знаки альтерации
1. Диез
«Раз», «четыре», «шесть» читаем,
– На полтона повышаем!
2. Бемоль
Точки «раз», «два», «шесть» ставь слева
– На полтона нотка «села».
3. Дубль-диез, дубль-бемоль
Рядом два значка читаем
– Звук на тон мы изменяем! Дубль-диез Дубль-бемоль
4. Бекар
Для бекара есть у нас
– точка «шесть» и точка «раз».
ОСНОВНЫЕ ШТРИХИ
1. Легато
а) Точки «раз», «четыре» пишем,
Штрих «Легато» мы услышим.
б) Пишем мы «четыре», «раз»,
– Звуки связные у нас. Легато
в) «Раз», «четыре» написали,
– Нотки связно зазвучали.
2. Стаккато
Точки «два» «три», «шесть» читаем
– Звуки коротко играем! Стаккато
3. Нон легато
Нет меж нотками значков
– «Нон легато» штрих готов!
ТАКТ
Что такое такт?
– Ответ даю простой:
«Путь от первой сильной доли, до второй»!
МЕТРОРИТМ
Дробь в начале пьесы ставим
– Ровно, правильно считаем:
Цифра верхняя – долей здесь сколько есть?
Цифра нижняя – они какие здесь?
В тактах есть простые, сложные размеры,
– Приведи самостоятельно примеры!
КВИНТОВЫЙ КРУГ
Порядок прибавления ключевых знаков
Диезы
Он на квинту от мажора оторвался,
На седьмой ступени выше оказался.
Как хозяин наш диез там закрепился,
А второй аналогично появился.
Что в мажоре натуральном есть седьмая,
То в миноре параллельном есть вторая.
Бемоли
Прыгнем мы от до-мажора квинтой вниз,
Крикнем первому бемолю: "Появись"!
На четвёртую ступень он опустился,
И второй за ним так точно сохранился!
Два бемоля хорошо живут в мажоре,
Знаю, третий к ним бемоль прибудет вскоре.
На четвёртой в натуральном он мажоре,
На шестой он в параллельном есть миноре!
Прибаутка для запоминания прибавления диезов и бемолей в ключе
« ФА», « ДО», « СОЛЬ», « РЕ», « ЛЯ», « МИ», « СИ»
– мчится кошка на такси,
« СИ», « МИ», « ЛЯ», « РЕ», « СОЛЬ», « ДО», « ФА»
– в гости к ней летит дрофа!
Стишки учите, не жалею ни о чём,
желаю вам успехов!
(Грибачёв).
Заключительное
пожелание