Презентация "Способы саморегуляции, здоровьесберегающие технологии"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Способы саморегуляции, здоровьесберегающие технологии"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Подготовили:
педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №1 им.Ю.А.Гагарина»
города Гагарина Смоленской области
Кулагина Татьяна Юрьевна
Способы и приёмы саморегуляции, здоровьесберегающие технологии
Что такое психическая саморегуляция
Саморегуляция − это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.
Эффекты саморегуляции
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
восстановления (ослабление проявлений утомления);
активизации (повышение психофизиогической реактивности)
Естественные способы саморегуляции
Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся:
длительный сон,
полноценное питание,
общение с природой и животными,
массаж,
движение и спорт,
танцы и музыка и многое другое.
Способы психической саморегуляции
Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы психической саморегуляции, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, недавая ему скапливаться.
Таблица Приёмы и методы психической саморегуляции
Приёмы саморегуляции
активное включение представлений и чувственных образов
Приемы саморегуляции
изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием
Изменение эмоционального реагирования на стресс
управление вниманием
Изменение особенностей восприятия ситуации
СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ВОЗДЕЙСТВИЕМ СЛОВОМ
Самовнушения являются воздействиями, в которых даётся готовая программа действий, не предлагающая критическое осмысление со стороны. Эти воздействия адресованы прежде всего эмоционально-чувственной сфере и рассчитаны на то, что человек поверит в их правильность и начнёт делать то, что внушил.
СПОСОБЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ВОЗДЕЙСТВИЕМ СЛОВОМ
Самоубеждение – это вербальный приём воздействия, направленный на актуализацию осознания и логического осмысления проблемной ситуации, разработку или корректировку программ поведения, отношений, мотивом и др.
Самоубеждение – это диалог человека с самим собой, в котором он самостоятельно анализирует ситуацию, оценивает отрицательные и положительные стороны, устанавливает причинно-следственные связи.
Самоубеждение происходит в форме рассуждения, дискуссии, спора с самим собой.
Самоубежение нацелено на создание новой или корректировку уже существующей программы поведения.
СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ,
СВЯЗАННЫЕ С УПРАВЛЕНИЕМ
ДЫХАНИЕМ
Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Дыхательные упражнения являются частью многих популярных методов: релаксация Джекобсона, психомышечная тренировка Алексеева, разнообразные модификации аутогенной тренировки и др.
Виды дыхания
брюшное
ключичное
Используется, когда необходимо преодолеть излишнее волнение, побороть тревогу и раздражительность, максимально расслабиться для быстрого и эффективного отдыха. Нижнее дыхание является самым продуктивным, т. к. в нижних отделах легких расположено наибольшее количество легочных пузырьков (альвеол).
Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности.
Физические упражнения как приёмы саморегуляции
Физические упражнения могут использоваться для оптимизации психического состояния – снятия излишней напряжённости, перехода в более спокойное состояние или для активизации, входа в рабочее состояние. Любое физическое упражнение можно использовать в качестве приёмов саморегуляции, но для достижения нужно эффекта важно правильно их выполнять.
Физические упражнения
для перехода в более спокойное состояние
для перехода в активное состояние
необходимо начинать выполнять в быстром темпе, с высокой интенсивностью и широкой амплитудой движений. Постепенно темп движений нужно замедлять, интенсивность снижать и переходить от резких размашистых движений к размеренным и точным. В конце движения должны выполняться медленно, плавно и аккуратно.
нужно начинать проводить в медленном темпе, без особых усилий и не делая резких движений. Постепенно следует наращивать темп и увеличивать амплитуду движений. Завершать упражнения нужно в быстром темпе, энергично, проявляя силу и демонстрирую широкую амплитуду.
Приёмы релаксации
Состоянием релаксации считается такое состояние, при котором у человека не только расслаблены мышцы, но и отсутствует психическое напряжение.
Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.
Условия для проведения релаксации:
комфортная температура в помещении, отсутствие яркого света, громких звуков;
твёрдая ровная поверхность;
наиболее благоприятное время перед засыпанием или сразу после просыпания.
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка – это метод психической саморегуляции, направленный на оптимизацию психического состояния с помощью комплекса приёмов релаксации, самовнушений и целенапраленно актуализируемых представлений.
Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма.
Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.
Медитация
Медитация представляет собой систему психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения какой-либо деятельности.
Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачастую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.
Визуализация
Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации.
Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья.
Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни
Принципы здоровьесберегающих технологий включают:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
принцип всестороннего и гармонического развития личности;
принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Принципы здоровьесберегающих технологий
Классификация здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности обучающегося в образовательный процесс:
Классификация здоровьесберегающих технологий
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как комплексные (интегрированные), так и частные (узкоспециализированные).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические технологии, содействующие здоровью;
технологии, формирующие ЗОЖ.
Классификация здоровьесберегающих технологий
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
медико-гигиенические;
физкультурно-оздоровительные;
экологические;
социальные технологии;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
образовательные технологии.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Медико-гигиенические технологии.
К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет учреждения организует проведение прививок обучающимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению несовершеннолетних и педагогического коллектива, следит за динамикой
здоровья обучающихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе кружков, на оздоровительных мероприятиях, развлечениях и праздниках.
Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В образовательной организации это может быть и обустройство территории, и зеленые растения в классах и рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность педагогов по этим вопросам обеспечивается курсом «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает руководитель.