Презентация "Валдорфская школа Рудольфа Штейнера"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Валдорфская школа Рудольфа Штейнера"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Вальдорфская педагогика — система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В. п. были разработаны Р. Штейнером.
Стержнем вальдорфской педагогики есть свобода, но не в смысле асоциальности человека. Вальдорфская школа не ориентирует детей в выборе мировоззрения, конкретной «контркультуры», а помогает им свободно и плодотворно самоопределиться, трезво и ответственно осознать реалии мира.
В организационном аспекте принцип свободы означает, что вальдорфская школа существует на принципах самоуправления, в соответствии с которыми все важные организационные вопросы и проблемы решает коллегия учителей, что собирается традиционно в четверг после занятий. В школе отсутствует вертикальная структура власти и подчинения. В ее делах постоянно принимают участие родители. Их энтузиазм в создании и поддержании деятельности школы не менее значимый, чем энтузиазм учителей. Все важнейшие вопросы жизни школы решаются на общих педагогически-родительских объединениях.
При многих вальдорфских школах существуют детские сады. Первый вальдорфский детский сад был создан после смерти Г. Штейнера в 1925 г. его последовательницей Элизабет Грюнелиус (Штутгарт). Это самостоятельное учереждение, что в то же время во многом педагогически интегрируется со школой.
Важнейшей задачей дошкольного детства, согласно вальдорфськой педагогикой, является уход за органами чувств ребенка. Реализовать его помогает оборудования и организация детского сада. Вальдорфский детский сад - это небольшое уютное помещение, стены которого выкрашены в приятный розовый цвет. Как правило, нижняя часть стен (примерно на высоте 1-1, 5 м) обшитая естественным неокрашенными деревом. Мебель также деревянные. В интерьере нет острых углов - даже прямые углы (например, в косяках) заменены на два тупых, поскольку в 3-4-летнего ребенка острый угол вызывает слишком сильное переживание, что отрицательно влияет на ее психику, а тупой угол действует успокаивающе.
Утро в вальдорфськом детском саду - это время свободной игры, которую вальдорфская педагогика считает своеобразной фазы выдоха (расширение). Она способствует развитию фантазии, инициативы. Мотивом для игр детей есть впечатления, полученные в процессе взаимодействия с окружающим миром. Игра должна быть длительной, чтобы ребенок мог в ней полностью выразить себя. Для свободной игры всегда нужно нечто такое, что воспринимается ребенком во взаимодействии со всей группой как импульс.
Распределяя на различные виды занятий время пребывания ребенка в детском саду, воспитатель должен стремиться к соразмерности свободной игры детей по их инициативе и занятиями со всей группой.
Игры и занятия в вальдорфському детском саду постоянно чередуются. Главное - создать определенный благоприятный для ребенка ритм, который предусматривал бы гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.
Один раз в неделю в вальдорфськом детском саду проводится эвритмия как особый вид художественных занятий. Каждый ребенок непосредственно причастна к этому искусству, независимо от того, участвует в действиях или наблюдает за ними. Согласно принципам вальдорфской педагогики это дает возможность почувствовать радость от свободных естественных движений, пробуждает детскую фантазию.
Главным событием дня в вальдорфському детском саду есть народная сказка или история. Дети слушают их перед обедом или перед тем, как начинают собираться домой, им нравится слушать одну и ту же сказку (историю) много раз. Это тоже способствует формированию ритма.
Воображение ребенка дает возможность пробудить инсценировка известной сказки. Для этого воспитатель использует куклы, которыми дети играют, зажигает свечу, играет простую мелодию на металофоні, создавая атмосферу очарования, загадочности. Под влиянием рассказа ребенок представляет определенный образ, т.е. реализуется тот же принцип, что и в вальдорфской игрушке.
Вальдорфская педагогика - это не программа, не система методических приемов, а многолетний практический опыт. В ней совмещены возможности мыслительного, эстетического, трудового, социального, нравственного воспитания, принципы индивидуального подхода и свободы в воспитании, вопросы режима дня и ритма года, имеющие в своей основе разносторонние знания о ребенке, которая развивается.
1) Девиз вальдорфской педагогики: нет раннему развитию.
2) Важная особенность вальдорфской дошкольной педагогики заключается в ограничении на всякую оценку крохи.
3) Атмосфера доброжелательности и любви является основой и главным принципом вальдорфской педагогики.
4) Следует беречь и поддерживать любую инициативу маленького ученика и как можно реже говорить ему «нет»
5) Главным позитивным методом воспитания и основной педагогической установкой в вальдорфской педагогике является подражание воспитателю.
6) Мы воспитываем ребенка своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим.