Презентация по математике на тему: Дифференциация и индивидуализация обучения
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по математике на тему: Дифференциация и индивидуализация обучения" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Дифференциация и индивидуализация обучения как условие повышения качества образования.
Учитель математики МБОУ «Ленинская школа» Резник И.Н.
Дифференциация обучения -
это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные группы.
Индивидуализация обучения -
это взаимодействие учителя с группой учащихся по индивидуальной модели с учетом их личностных особенностей, способностей
Положительные стороны дифференциации:
исключение уравниловки и усреднения детей;
повышения уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала;
создание щадящих условий для слабых учащихся.
Учитель получает возможность:
помогать слабому ученику, уделять больше внимания сильному (в обычном режиме – наоборот);
не снижать общий уровень преподавания;
эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
создать оптимальные условия для более сильных учащихся;
изменить «Я – концепцию» ребенка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
Значение данной дифференциации состоит в том, что педагог хорошо знает:
учебные возможности ученика;
его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала;
опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.
Виды дифференциации:
региональная – по типу школ (общеобразовательная, гимназия, лицей, колледж, комплекс);
внутришкольная (уровни, профили, отделения, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различного уровня);
межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассная (внутрипредметные группы в составе класса)
Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение по уровню обучаемости группы:
1 группа – дети, систематически требующие помощи учителя.
2 группа – дети, которые могут работать самостоятельно, но иногда им требуется помощь учителя.
3 группа – дети, способные работать самостоятельно и оказать помощь другим.
Цели дифференцированного обучения:
Для 1-й группы учащихся:
пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для 2-й группы учащихся:
развить устойчивый интерес к предмету;
закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством.
Для 3-й группы учащихся:
развить устойчивый интерес к предмету;
сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала:
игровой метод;
создание проблемно-поисковых ситуаций;
алгоритмический метод;
групповую работу;
систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;
исследовательские методы;
компьютер (презентация).
Прослеживание дифферециации на различных этапах урока.
Актуализация знаний;
(проведение фронтального письменного опроса всех учащихся класса одновременно в двух-трех вариантах на 5-7 минут.
Такие письменные опросы целесообразно проводить отдельно по основнымкомпонентам содержания: формулировка определений, правил и т. п. (типа математического диктанта); решению задач (выполнение упражнений).
Пример заданий письменного фронтального опроса:
1 уровень 󠇌: 3/7*2/5
2 уровень: 3 1/7* 1 3/11
3 уровен: 1 4/9* 1 9/13* 1 7/11
Введение нового материала.
Технологию дифференцированного обучения на этапе изучения нового материала можно осуществлять сочетанием двух подходов дифференцированного и проблемного. Проблемный поход при изучении нового материала осуществляется на трех уровнях.
Пример задания.
С помощью координатной прямой выполните следующие действия:
а) – 6+4 в) –7–9 д) –498+800
б) 5–2 г)14+8
Контроль
При контроле обученности используются учебные задачи трех уровней сложности, соответствующих успеваемости учащихся.
Пример заданий дифференцированного контроля знаний учащихся:
1 уровень. Для числа 1147 найдите ближайшее к нему натуральное числа, которое кратно 9. (Ответ: 1143)
2 уровень. Запишите наименьшее трёхзначное число, которое состоит из нечетных цифр и делится на 9. (Ответ: 117)
3 уровень. Найдите значение х , если х – наименьшее трехзначное число такое, что произведение 50 х делится на 9. (Ответ:108)
Домашние задания.
Задачей этого этапа является составление дифференцированных домашних заданий, которые могли бы более полно использовать возможности учащихся и позволили бы организовать их проверку в классе
Пример дифференцированного домашнего задания:
1 уровень. Сформулируйте основное свойство дроби. Запишите его с помощью букв. Приведите дробь 2/5 к новому знаменателю и опишите, как вы выполнили это действие
2 уровень. Сформулируйте основное свойство дроби. Запишите его с помощью букв. Приведите дробь 2/5 к новому знаменателю. Приведите к общему знаменателю дроби: 3/8 и 25/48; 5/6 и ¼. Подробно опишите, как вы выполняли эти задания.
3 уровень. Сформулируйте основное свойство дроби. Запишите его с помощью букв. Приведите дробь 2/5 к новому знаменателю. Приведите к общему знаменателю дроби 3/8 и 25/48 ; 5/6 и 1/4 . Подробно опишите, как вы выполняли эти задания. Придумайте пример трудного задания на приведение дробей к общему знаменателю.
Рефлексия
На данном этапе учащимся первого уровня предлагается продолжить предложения типа: сегодня я узнал, я научился…, было трудно… и т.д.
В качестве рефлексии учащимся второго уровня предлагается ответить на следующие вопросы: с чем вы сегодня ознакомились? Что вы узнали нового? В каких сферах это может пригодиться? В чем ты видишь свои недочеты? Как их можно исправить?
Учащимся третьего уровня в качестве рефлексии предлагается написать краткое эссе