Презентация по химии с применением функциональной грамотности по теме "Фосфор" (9 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по химии с применением функциональной грамотности по теме "Фосфор" (9 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Формирование
естественнонаучной
грамотности на уроках
химии
подготовила:
Борисова И.А.
учитель химии
МБОУ СОШ № 46 с УИОП
г.Сургута
Под химической
грамотностью мы понимаем
наличие знаний в области
химии, степень владения
человеком навыками понимания
и ориентирования
в пространстве.
Компетенция: научное объяснение
явлений
Компетенция: понимание особенностей
естественнонаучного исследования
Компетенция: интерпретация данных и
использование научных доказательств
для получения выводов.
Тема урока: ФОСФОР
Цели урока:
познакомить учащихся с новым материалом, продолжить формирование умения работать с периодической таблицей Д.И.Менделеева; актуализировать и обобщить знания обучающихся о явлении аллотропии на примере модификаций фосфора;
изучить физические и химические свойства;
развивать навыки по поиску информации, её обработке, сравнению, описанию и анализу;
формирование навыков индивидуальной работы, фронтальной и групповой;
формирование образного мышления
Методы и приемы обучения:
создание проблемной ситуации,
эвристическая беседа частично-поисковый,
использование компьютерных технологий.
Изучение материала проходит на базе имеющихся знаний
о строении вещества, положения химического элемента в
ПСХЭ, общих химических свойств неметаллов.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Ситуационная задача.
Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей»
А. Конан-Дойла.
«...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой
собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой
пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку
мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не
могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное,
чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана...
Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть
все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие
дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до
этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже
засветились в темноте. —Что за вещество покрывало голову этого
страшного пса».
Школьники Аня и Витя заинтересовались таким удивительным химическим веществом и стали с интересом изучать его свойства. Ребятам было поручено собрать материал об этом таинственном и незнакомом веществе. С интересом изучив его свойства они составили задания, которые мы с вами попытаем решить.
Итак, успехов друзья!
II. Актуализация знаний.
Задание: Используя наглядный материал ответьте
на вопросы:
Определите какое положение фосфор занимает в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева? Рассмотрите
строение атома фосфора.
От какого греческого слова произошло слово «фосфор»?
III. Этап усвоения новых знаний.
Виды фосфора.
По своей аллотропной модификации фосфор делится на три группы: белый, красный и черный.
Соотнесите тип фосфора с описанием :
воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.
представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте.
похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.
Задание 1: ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Почему белый фосфор следует хранить под
водой?
А. В темноте светится.
В. Не растворяется в воде.
С. Воспламеняется при обычной температуре.
D. Имеет чесночный запах.
Задача 2. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Смесь белого и красного фосфора обработали большим
количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси
не растворилась.
Что представляет собой нерастворимый осадок?
А. Часть смеси белого и красного фосфора.
В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде.
С. Белый фосфор.
D. Красный фосфор.
Задание 3. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек.
Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички
Загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к
пожарам. Так в1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня
Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было
мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления
фосфорными спичками как из-за неосторожного обращения, так и
с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько
спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли
безопасные, которые верно служат нам и сегодня.
Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин? )Ответ)
Задача 4. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках,
появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка.
Как можно объяснить данное природное явление?
Обведите «Да» или «Нет» для каждого из возможных объяснений.
Возможные причины появления «блуждающих огней»
Да или Нет
Задача 5. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе.
Предположим, что у вас есть младший брат, который пытается понять, что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы.
Опишите для своего брата, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы. (Ответ)
Задача 6. ФОСФОР И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
При сборе урожая сельскохозяйственных культур
может произойти нарушение круговорота фосфора
в природе.
Как можно решить эту проблему? (Ответ)
Вопрос 1. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ
Фосфор бывает белый, красный и черный.
О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете. (Ответ)
Вопрос 2. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ
В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел
химических свойств фосфора и его соединений.
Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем маловероятно. Назовите не
Менее двух причин. (Ответ)
Вопрос 3. СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ
В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои
пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».
Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения.
А. Попадание фосфора на кожу безопасно.
В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги.
С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами.
D. Фосфор хранят под водой.
IV. Этап закрепления новых знаний.
V. Заключение
О фосфор, ты наш лучший друг.
Всегда нам в жизни нужен.
Находишься всегда вокруг
И есть в болотной луже.
Ты, фосфор, нужен для костей,
И очень нужен для детей.
Ты ярко светишь в темноте,
Бываешь в рыбе и на дне.
Без фосфора нам жизни нет!
Передаём ему привет!