Презентация "Стихотворение Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Стихотворение Ф.И.Тютчева "Неохотно и несмело"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика
Тема природы
Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался
А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик
М. Ю. Лермонтов.
Тема природы
У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым
«Не то, что мните вы природа…»
Строки эпиграфа говорят нам о том, что природа, если быть к ней внимательным, может рассказать нам многое. Попытаемся понять язык природы.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
«Неохотно и несмело…»
Ф. И. Тютчев вернулся в Россию только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.
Словарная работа
Нива
- большое поле, засеянное хлебом
Смятенье
– растерянность, тревога.
Кайма
- полоса по краю ткани
«Неохотно и несмело…»
Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи.
В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы.
«Неохотно и несмело…»
Какие из уже знакомых нам стихотворений этого поэта описывают грозу?
«Весенняя гроза» и «Как весел грохот летних бурь...»
«Неохотно и несмело…»
Есть ли в стихотворении действующий герой – человек?
Это человек, чьими глазами мы наблюдаем изменения в природе перед грозой, во время грозы и после ее окончания. А если есть герой, значит, он что-то чувствует, что-то переживает, чему-то удивляется. Попробуйте понять, какие чувства испытывает лирический герой
«Неохотно и несмело…»
Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело...”?
Какими словами передаёт он изменения в природе?
«Неохотно и несмело…»
Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”.
«Неохотно и несмело…»
Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе.
Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует:
порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь.
«Неохотно и несмело…»
Найдите олицетворения. Какова их роль?
Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты
«Неохотно и несмело…»
Роль олицетворений заключается в том, чтобы приблизить природу к чувствам человека,
показать их единство
«Неохотно и несмело…»
В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей
«Неохотно и несмело…»
Найдите в тексте метафоры
«...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» — края тучи осветились ярким светом, похожим на летучее белое пламя; «...И в сиянье потонула / Вся смятенная земля»
— свет вспыхивающих молний настолько ярок, что кажется, будто земля — небольшой островок, который тонет в море синего света молний
«Неохотно и несмело…»
Какая часть речи чаще всего используется в стихотворении?
Глагол. Какую он выполняет роль?
Предает движение, изменения в природе
Цветопись
Какие краски использует поэт?
Зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье
«Неохотно и несмело…»
Место действия в стихотворении – земля и небо, они же - главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения
«Неохотно и несмело…»
Природа полна движения, звуков, красок. Поэт дает почувствовать приближение праздника.
Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывая на поля, и гром «все сердитей», а земля «принахмурилась»,
«Неохотно и несмело…»
Но все же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несет блаженство сияния: «и в сиянье потонула вся смятенная земля»
«Неохотно и несмело…»
Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей кажется темнее.
Докажите, что описание грозы динамично и построено по принципу сменяющихся картин.
«Неохотно и несмело…»
Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение вновь появляется солнце, залившее мир сиянием..
«Неохотно и несмело…»
.
Найдите в стихотворении устаревшую и возвышенную лексику.
Торжественный оттенок
струя, пламень, смятенная
Какой оттенок она придаёт тексту?
«Неохотно и несмело…»
.
Какую особенность композиции вы заметили?
Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает философскую мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе