Презентация по литературе "Обрядовый фольклор"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по литературе "Обрядовый фольклор"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Обрядовый
фольклор
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика
Фольклор
- (англ. folk-lore) устное народное творчество
совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов
Что такое фольклор?
Обряд
церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера
Что такое обряд?
Народные обряды
Какое место занимали обряды в народном быту наших предков?
С какой целью исполнялись обрядовые песни?
Почему обрядовый фольклор часто называют календарным?
Календарные обряды
связаны с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота).
Календарные обряды
Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени – в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
Семейно-бытовые
Связаны с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью.
Семейно-бытовые
Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось.
Семейно-бытовые
На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
Колядки
Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий
Подблюдные песни
Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни свои украшения из блюда, накрытого полотенцем
Весенние праздники
Масленичные песни
Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли.
Весенние праздники
Встреча весны
Заклички
В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму
Летние праздники
Троица
В центре троицкого цикла – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами.
Летние праздники
Троица
Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления:
разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы
Летние праздники
Праздник Ивана Купалы
Купальские обряды
Для крестьянина после Ивана Купалы начиналась самая горячая пора – сенокос и жатва. Важное место занимали обряды с водой: чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, обливались водой, купались.
Летние праздники
Праздник Ивана Купалы
Купальские обряды
В некоторых местах молодежь ходила по деревне и исполняла песню, заклинавшую жито «чистое, колосистое, ядрёное», чтобы урожай был богатым
Осенние праздники
Жатва, сенокос
В начале жатвы обязательно совершали обряды с первым снопом. Его называли именинным, с песнями переносили с поля на гумно.
Во время сбора урожая пели житные песни (прослушивание аудиозаписи «Покосная песня»)
Обрядовый фольклор
Групповая работа с материалами учебника
Группа 1. Колядки.
Группа 2. Масленичные песни.
Группа 3. Весенние песни.
Группа 4. Летние песни.
Группа 5. Осенние песни.
Обрядовый фольклор
Каждая группа изучает свой фрагмент статьи учебника «Календарно-обрядовые песни» и работает по общему плану:
План работы
1. Какой праздник сопровождался исполнением данных обрядовых песен? Какие обряды при этом совершались?
С какой целью?
2. Прочитайте выразительно песню, сопровождающую данный обряд. (Другие группы рецензируют выразительное чтение одноклассников.)
3. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства обрядовой песни (эпитеты, обращения, повторы и др.) и объясните их роль.
4. Какие незнакомые слова и выражения, связанные с полевыми работами или отдыхом, употреблены в обрядовых песнях?