Презентация "Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах общеобразовательной организации"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах общеобразовательной организации"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Использование исторического материала на уроках математики в 5-6 классах общеобразовательной организации
Мызникова Яна Станиславовна,
учитель математики
МБОУ «ОШ № 24 г. Макеевки»
Значение исторических знаний в процессе обучения
Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление обучающихся. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.
Изучив государственный образовательный стандарт основного общего образования, мы видим, что использование исторического материала на уроках математики позволяет удовлетворить целый ряд требований стандарта.
Так, обучающиеся должны уметь описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки, приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории.
Актуальность темы
Использование в процессе изучения курса математики исторического материала (как непосредственно на уроках, так и в самостоятельной работе школьников) формирует у обучающихся представление о математике как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.
Знакомство обучающихся с историей математики означает продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала способствует достижению следующих целей:
1. Повышение интереса обучающихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала.
2. Расширение умственного кругозора обучающихся и повышение их общей культуры.
План подготовки к урокам
Определение места использования исторического материала при изучении темы;
Установление связи исторического материала с элементами данной темы;
Определение места использования исторического материала в уроке;
Выбор наиболее результативных, эффективных средств использования исторического материала;
Продумывание возможностей дальнейшего использования отобранного исторического материала на уроках или внеурочной деятельности.
Основные формы использования исторического материала по математике
вкрапливание исторического материала при изучении определенных тем на уроке (1-3-5 мин.): краткие беседы, исторические справки, короткие сообщения обучающихся на заданную тему;
на первом или заключительном уроке по теме (15-20 мин.): беседы, решение старинных математических задач, использование старинных математических игр, подготовка детьми сообщений и докладов, знакомство обучающихся с различными приёмами вычислений, которые сейчас не используются, но не уступают современным;
чтение математической литературы;
написание обучающимися математических сочинений;
использование наглядных пособий на уроке (просмотр презентаций, портретов ученых, экскурсы в старые учебники математики).
Вкрапливание исторического материала можно проводить в сочетании с инсценировками, практическими упражнениями
Слово «миллион», обозначающее тысячу тысяч, придумал знаменитый итальянский купец и путешественник Марко Поло в 1500 году. Вернувшись из долгих странствий по юго-востоку Азии, он рассказывал о несметных сокровищах Индии и Китая. Пытаясь выразить словом очень большие богатства этих стран, он сказал не Милле, что на итальянском языке означает «тысяча», а миллионе, то есть «большая тысяча».
1000000
Решение старинных задач
Спросил некто учителя: «Скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына». Учитель ответил: «Если придёт еще учеников столько же, сколько я имею, и полстолько, и четверть столько, и твой сын, то будет у меня учеников 100». Сколько учеников в классе?
Старинные математические игры
«Танграм» – простая в изготовлении, но интересная и поучительная игра, которая была изобретена в Китае ещё в глубокой древности. Это, вероятно, самая «старая» игра в мире, древнее, чем шахматы. Она служила для развлечений, и, видимо, её использовали для обучения элементарной геометрии. Об увлекательности этой игры говорит то, что французский император Наполеон, который был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там складыванием фигур танграма.
Творческие задания исторического характера
Подберите русские народные пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные русские меры. Объясните их смысл.
Выполните действия так, как бы это сделали древние египтяне (способом удвоения), после чего проверьте себя традиционным способом.
С самых первых уроков, начиная изучение натуральных чисел, вместе с обучающимися мы отправляемся в далекое прошлое человечества и знакомимся с историей их возникновения.
Например, о числе 7 я даю детям такую информацию:
то, что 7 – особое число, люди считали очень давно. Долгое время оно оставалось наибольшим числом. Так, у греков «семь чудес света» и «семь мудрецов». Кроме этого, число 7 долгое время было священным и считалось «магическим». В волшебных сказках встречаются семимильные сапоги и змеи о семи головах. Следы того, что число 7 служило для обозначения множественности и у наших предков, сохранились в виде пословиц и поговорок: «семеро одного не ждут», «семь раз отмерь, один раз отрежь». И сейчас числу 7 придают иногда особое значение. Мы говорим, например, о семи цветах радуги; счастливый чувствует себя бесконечно счастливым на седьмом небе. У американского шерифа знак отличия – семиконечная звезда. У афганцев 7 – счастливое число. Утром на Новый мусульманский год готовится 7 блюд.
Математические сочинения обучающихся
Как я отношусь к числовым суевериям
Во все времена источником многих суеверий являлась религия. Числовые суеверия исключением не являются. Возьмем, например, число 13. Суеверные люди с ним связывают несчастье и неудачу, называя его «чертовой дюжиной». Оказывается, у некоторых народов число 12 пользовалось уважением. Его считали удобным, хорошим числом, а следующее за ним число 13 представлялось неудобным, нехорошим. Религия окутала число 13 оболочкой «несчастья».
Некоторые современные люди становятся суеверными в результате простой случайности, если 13-го числа происходит неприятное для них событие. Но есть много случаев, когда число 13 становится, наоборот, «счастливым». Например, у меня 13 числа родился брат, поэтому я считаю, что числовые суеверия, как и все другие, приносят большой вред человеку.
(Гирфанова Наталья, 5 класс)
Результаты
Если систематически и целенаправленно использовать исторический материал на уроках математики, то это будет способствовать развитию познавательной активности школьников, а также положительно отразится на качестве их математических знаний.