Презентация по биологии на тему "Постэмбриональной развитие"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по биологии на тему "Постэмбриональной развитие"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организма
Тема 4.8. Постэмбриональное развитие
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Учебный предмет ОУП.12. Биология
Подготовила: Дъячук Л.В.
1. Учебные цели:
- сформировать знания о постэмбриональном развитии, развитии с полным и неполным превращением, прямом постэмбриональном развитии. Продолжить формирование умений объяснять закономерности биологических процессов и явлений.
2. Развивающие цели:
- развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации в различных источниках, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.
3. Воспитательные цели:
- создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при составлении плана и тезисов ответа по тексту учебника.
После окончания эмбрионального периода начинается постэмбриональный.
При внутриутробном онтогенезе он начинается с рождения, при неличиночном - с выходом из зародышевых оболочек, при личиночном -с выходом из яйцевых оболочек.
Постэмбриональный онтогенез можно разделить на следующие периоды:
1)ювенильный (до полового созревания);
2)зрелый (взрослое половозрелое состояние);
3)период старости, заканчивающийся естественной смертью.
Ювенильный период
Развитие может быть прямым и непрямым (с метаморфозом).
Метаморфоз, характерный для личиночного онтогенеза, бывает полным и неполным.
При полном метаморфозе у насекомых из яйца выходит личинка, отличающаяся от взрослой особи наличием специальных органов. Она питается, растет, линяет и превращается в куколку (у большинства - неподвижная стадия).
При неполном метаморфозе из яйца насекомых выходит личинка, похожая на взрослую особь, но меньших размеров. Неполный метаморфоз характерен для кузнечиков, тараканов, вшей.
При неличиночном и внутриутробном онтогенезе развитие прямое, т.к. новорожденное животное похоже на взрослое, но меньших размеров. Развитие связано с ростом, достижением половой зрелости.
Рост и развитие
Различают определенный и неопределенный рост.
Неопределенный рост характерен для моллюсков, ракообразных, рыб, земноводных, рептилий и других животных, не прекращающих расти в течение всей жизни.
Определенный рост свойственен организмам, которые растут лишь ограниченное время жизни, например, насекомые, птицы и млекопитающие. У человека интенсивный рост прекращается в возрасте 13-15лет, соответствующем периоду полового созревания.
Рост и развитие организма контролируется генетически, а также зависит от условий среды, в которой идет развитие.
Несмотря на изменения условий внешней среды, живые организмы сохраняют постоянство своего строения, функциональную активность. Свойство живых систем - поддерживать постоянство своей внутренней среды, а также основные черты присущей им организации, несмотря на непрерывную изменчивость окружающей среды, называется гомеостазом.
Рост регулируется обменом веществ. На рост и развитие оказывают большое влияние полноценное питание, наличие в пище витаминов, белков, жиров, углеводов, минеральных веществ.
Период зрелости. Он связан с возможностью к самовоспроизведению, размножению. Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью в окружающей среде.
Период старости - старение - представляет собой закономерную стадию индивидуального развития, свойственную всем живым организмам.
Изменения, возникающие при старении, происходят на всех функционально - структурных уровнях - молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном.
Постэмбриональный период развития человека
Выделяют несколько периодов постнатального развития человека:
Первый месяц ребенка считается периодом новорожденности. Большую часть суток ребенок спит, просыпается лишь ко времени кормления.
От первого месяца до года период времени называют грудным.
В конце 1-го месяца ребёнок пытается распрямить ножки, в полтора месяца поднимает и удерживает головку, в полгода сидит, а в конце первого года жизни пытается делать первые шаги. Развивается в этот период и психика ребенка.
Раннее детство - период от года до 3-х лет. В этот период ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него появляется стремление к самостоятельности и самоуважению. Он овладевает многими новыми движениями, во время игры подражает взрослым.
Дошкольный период- период от 3 до 7 лет. В этот период дети проявляют большой интерес к окружающему миру. Любознательность настолько велика, что этот период еще называют стадией вопросов: где? когда? зачем? почему? В этот период продолжает расти мозг, формируется внутренняя речь.
Школьный период- период от 7 до 17 лет. Этот период подразделяется на ранний (7-11 лет), средний (11-15 лет у мальчиков и 11-14 лет у девочек) и старший (15-17 лет). Для раннего школьного периода главным уже является учеба.
Средний школьный период еще называют подростковым. У детей происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем. В подростковом возрасте заканчивается развитие речи, происходит становление характера и нравственное формирование личности.
Подростки, а также школьники старшего возраста характеризуются ускоренными темпами физического и полового развития, получившего название акселерации.
Например, в 20-х годах нашего века рост 14-летних мальчиков достигал в среднем 145,4 см, в 70-е годы рост достиг 162,6 см, массе тела в среднем возросла на 13,5 кг.
Зрелый период онтогенеза согласно принятой периодизации наступает у мужчин в 22 года, а у женщин – в 21 год. Первый период зрелого возраста – до 35 лет, второй период – от 36 до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин.
Период старения у мужчин начинается после 60 лет, а у женщин после 55. По современной классификации людей, достигших 60 - 76 лет называют пожилыми, 75 - 89 старыми, а свыше 90 лет - долгожителями.
Предварительный контроль новых знаний
Выберите правильный ответ (ответы):
1) Как называется период от рождения до конца жизни?
A. оплодотворение
B. постэмбриональное развитие
C. индивидуальное развитие
D. эмбриональное развитие
2) Животные с непрямым постэмбриональным развитием
A. Млекопитающие
B. Птицы
C. Земноводные
D. Пауки
E. Тараканы
3) Укажите правильно показанный путь развития майского жука:
A. яйцо — взрослое насекомое
B. яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое
C. яйцо - куколка - взрослое насекомое
D. яйцо - личинка - взрослое насекомое
4) У насекомых с неполным превращением
A. три стадии развития
B. внешнее оплодотворение
C. личинка похожа на кольчатого червя
D. личинка сходна по внешнему строению со взрослым насекомым
E. за стадией личинки следует стадия куколки
F. личинка превращается во взрослое насекомое
5) Первым периодом постэмбрионального развития является:
А. пубертатный;
В. ювенильный;
С. смерть;
D. гаструла.
6) Разместите стадии развития муравья в последовательности от последней к первой:
А. куколка;
В. имаго;
С. яйцо;
D. личинка.
7) Тип развития майского жука:
А. внутриутробный
В. прямой
С. непрямой
D. плацентарный
Эталон ответов
1) Как называется период от рождения до конца жизни?
B. постэмбриональное развитие
2) Животные с непрямым постэмбриональным развитием
C. Земноводные
E. Тараканы
3) Укажите правильно показанный путь развития майского жука:
B. яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое
4) У насекомых с неполным превращением
A. три стадии развития
D. личинка сходна по внешнему строению со взрослым насекомым
F. личинка превращается во взрослое насекомое
5) Первым периодом постэмбрионального развития является:
В. ювенильный.
6) Разместите стадии развития муравья в последовательности от последней к первой:
С, D, А, В
7) Тип развития майского жука:
С. непрямой
Список использованных источников
1.Биология [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Чебышев, Г.Г.Гринёва, Г.С. Гузикова; под ред. Н.В.Чебышева. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
2. Биология [Текст]: учебное пособие для учащихся медицинских училищ / Ярыгин В.Н., Волков Н.И., Васильев В.И.; под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина, 1987. – 448 с.: ил.
3.Биология. 11 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. 10-11 классы» / сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2011. – 127 с.
4. Биология. Общая биология. 10-11 класс. [Текст]: Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Биология. Общая биология. 10-11 классы» / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; под ред. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2013. – 143 с.: ил.