Презентация по изобразительному искусству на тему "Волшебство русской росписи" (5 класс)"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по изобразительному искусству на тему "Волшебство русской росписи" (5 класс)"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Волшебство узоров
русских росписей
Урок изобразительного искусства в 5 классе.
Учитель изобразительного искусства МБОУ
«ШКОЛА № 85 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Матрёнина Н.С.
2022 год
Жостовский поднос
Все, что связано в русской истории с подносом -торжественно, красиво, ярко.
На подносе крестьяне подавали гостям хлеб-соль, а цари подносили своим невестам венчальное кольцо и платок.
На поднос клали в храме пожертвования, используемые потом на благотворительные нужды.
С подносом на свадьбах обходили гостей, собирая для молодых денежные подарки.
На поднос в Масленичную седмицу выкладывали гору блинов.
В быту русского человека этот предмет занимал далеко не последнее место.
Перед нами настоящее произведение искусства, расписанное талантливой рукой мастера!
Первый человек, причастный к жостовской красоте – кузнец, именно он создает форму изделия, обрабатывает края.
Расписывают основное поле подноса и наносят орнамент по краям разные художники.
Приятно любоваться на то, как под умелой рукой мастера, «вживую» распускаются невиданной красоты сказочные цветы!
Знаменитый павловопосадский платок — популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет.
Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам — как в народном стиле, так и ультрамодном.
Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.
Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры.
Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов.
Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих.
Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки.
Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.
Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.
В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков.
На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани.
Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.
Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами».
Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом.
Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек.
Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор.
С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается
на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области.
Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.
В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России»за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.
Сказки Палеха
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа.
Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России.
Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее.
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.
Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.
В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву.
Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина.
Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.
Все изделия выполняются вручную мастером и никогда не повторяются.
Своеобразное и тонкое искусство лаковой миниатюры Палеха вобрало в себя принципы древнерусской живописи и народного творчества.
Палехские миниатюры подписываются по единому образцу. На крышке предмета ставится порядковый номер полуфабриката, указание места (Палех), фамилия и инициалы автора.
С 1934 года на дне кузовка шкатулки ставилась подпись «Made in USSR», которая в 1992 году сменилась на «Made in Russia».
Все подписи выполняются творёным золотом.