Презентация по пластической анатомии "Пропорции фигуры человека"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по пластической анатомии "Пропорции фигуры человека"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ПРОПОРЦИИ (ЛАТ. PROPORTIO)– СОРАЗМЕРНОСТЬ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ АРХИТЕКТУРНОГО СООРУЖЕНИЯ, ИХ СООТВЕТСТВИЕ ДРУГ ДРУГУ И ОПРЕДЕЛЕННОЕ СООТНОШЕНИЕ С ЦЕЛЫМ.
В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.
Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей.
Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.
По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры:
-высота стопы = один палец; -расстояние от верхней части колена до лобка = четыре пальца;
-лобковая кость делит всю фигуру на две равные части;
-пупок —11 деление снизу;
-12 деление — верхний край гребня подвздошной кости;
-грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами;
-на 16-м делении — кадык;
-голова = два пальца;
-на 17-м делении снизу располагается кончик носа;
-на 18-м — лобные бугры.
Курос из Теней ('Аполлон Тенейский'). Ок. 560 до н. э. Тождественность пропорций Аполлона Тенейского и египетского канона ваяния позднего периода еще раз доказывает факт влияния древнеегипетского искусства на раннее греческое искусство периода архаики
Египетские каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция.
21
Пропорции для рисования ребенка были такие же ,как и для взрослого. Менялся только размер;
Также на размер фигуры влияет и статус изображаемого: чем знатнее ,тем больше и наоборот;
По канонам голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас
Материалы для рисования
В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики.
Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок.
Методика обучения рисованию на глиняной доске
При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. По окончании работы клетки стирались.
Методика рисования на стене.
Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.
Система обучения была очень жёсткой,существовал ряд наказаний.
Художественное ремесло передавалось от отца к сыну. Благодаря пропорциональной системе, над одним памятником параллельно могли работать несколько человек, и это никак не влияло на само произведение.
Неоконченный рельеф. Позднее царство, I тыс. до н. э.
Известняк; высота 22 см; ширина 29,7 см
Незаконченный рельеф является попыткой скопировать сцену царского жертвоприношения богам. Видны контуры фигур, среди которых особенно четко различима фигура богини Сохмет справа. Рядом с ней Осирис, слева от двух богов – очертания фигуры царя. Судя по всему, копировал храмовую сцену начинающий и неопытный художник, только тренирующий руку
В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ ЛЮДИ СТРЕМИЛИСЬ ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЫ, ЕЕ ГАРМОНИЧНЫЕ ПРОПОРЦИИ. СКУЛЬПТОРЫ ИСКАЛИ КАНОНЫ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ФИГУРЫ
Правило золотого сечения
Золотое сечение — пропорция, которую заметили еще древние египтяне. Чтобы её получить, нужно разделить линию на две части так, чтобы длинная часть соотносилась с короткой в такой же пропорции, как вся линия соотносится с длинной. Оказывается, эта пропорция всегда равняется 1,618.
A:B=(A+B):A
В Древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V веке до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон» , а выражением в скульптуре этой системы явилась его статуя «Дорифор» , что означает «копьеносец» .
Статую "Апоксиомена" - "Атлета, очищающего себя стригилем" - Плиний называет главным произведением Лисиппа. Вслед за Поликлетом Лисипп разрабатывает здесь свой канон пропорций: Апоксиомен заметно отличается от почти квадратного, кажущегося по сравнению с ним тяжеловесным, Дорифора. Исследователи выделяют три специфические черты, связанные с данной скульптурой:
головы статуи меньше, чем в высокой греческой классике;
2) принцип "вращения", примененный в композиции тела таким образом, что нет единой точки обзора, с которой статуя могла бы лучше смотреться;
3) руки и колени показаны вырывающимися из традиционной пространственной оболочки статуи, вторгающимися в пространство зрителя.
Раньше в Древней Греции и Риме использовали вместо мыла оливковое масло. Они натирали себя маслом и скребли изогнутой металлической лопаточкой, так называемым стригилем. Масло держали в небольшом сосуде, наподобие этого, к которому прикреплены цепями два стригиля
В средние века существовал византийский канон, основанный на принципе естественного расчленения человеческого тела. Согласно этому канону, высота лица укладывается 9 раз в высоте всего тела.
Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних(учитель Витрувий), разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних» . Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении частей тела человека. Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. Боттичелли и Микеланджело
Пропорции тела по Витрувию. Рисунок из трактата "De arhitctura". Соотношения, установленные Витрувием, выраженные целых и дробных коэффициентах, позволяют создать графическое изображение структуры.
- Отношение между высотой головы и фигурой = 1/8.
- Отношение между высотой лица фигурой = 1/10.
- Высота лица = длине кисти;
- Кисть = 1/11 фигуры.
- Высота головы и шеи до рукоятки грудной кости = 1/6 фигуры.
- Расстояние от верхушки головы до линии сосков = 1/4 фигуры.
- Высота пупка находится в отношении 4/6 к фигуре.
- Высота нижнего края симфиза равна половине длины тела. размах рук равен фигуре.
- Предплечье вместе с кистью = 1/4 фигуры.
- Длина голени до точки под коленной чашечкой = 1/4 фигуры.
ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК, СОЗДАН ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В 1490-92Г.Г. ПОСВЯЩЕННЫЙ ТРУДАМ РИМСКОГО АРХИТЕКТОРА ВИТРУВИЯ. КВАДРАТ ДРЕВНИХ
С.Боттичелли. Канон пропорций
Микеланджело Буонаротти.
Канон пропорций
Леонардо да Винчи.Квадрат древних
Мы почти ничего не знаем о пропорциях тела, установленных Микеланджело. Однако известно, что он постоянно занимался изучением пропорций тела, о чем говорят его рисунки и этюды.
https://youtu.be/gxkkOlU53lg
ДАВИД
МИКЕЛАНДЖЕЛО
1) Измеряете грудную клетку. Это будет вашим эталоном, точнее 100%.
2) Далее смотрите ниже, и посчитайте для себя в сантиметрах сколько у вас сейчас тот или иной объем, а сколько должен быть.
По мнению Микеланджело выглядят так:
Идеальные пропорции тела мужчины
Грудная клетка = 100%
Плечи =
грудная клетка + 16 см
Шея = 36%
Бицепс = 36%
Предплечье = 30%
Талия = 75%
Таз = 90%
Бедро = 54%
Голень = 36%
Совершенно в другом направлении изучал пропорции тела Дюрер (1470—1528), основывавший свои изыскания на принципах математики Фибоначчи и его «золотого сечения» Его канон не соответствует пропорциям тела реального, живого человека. Его фигуры отличаются маленькими головами, несоразмерно длинными ногами, удлиненными в плечевом отделе руками, укороченными кистями и стопами.
Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников и архитекторов XX века. А вот профессор Петербургской академии художеств А. Сапожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональное членение человеческой фигуры
с помощью более
мелкого модуля. За
единицу отсчета от
принял высоту стопы
или шеи, которые, по
его выводам,
укладываются в
высоте идеальной
фигуры точно 30 раз.
Французский зодчий Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления человеческой фигуры на согласованные в золотом сечении отрезки от ступни до талии, от талии до затылка и от затылка до верха пальцев поднятой руки. На этой основе была создана школа модулей для архитектурного проектирования и дизайна.
«Модулор»
Рост ребенка равен 5 размерам головы. С возрастом пропорции человека меняются. Рост взрослого человека равен 8 размерам головы