Презентация " Приложение как разновидность определения" 8 класс
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация " Приложение как разновидность определения" 8 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Лингвистическая разминка
Распределите номера данных словосочетаний в зависимости от принадлежности в два столбика (согласованные и несогласованные определения)
1. Дальняя роща
2. Второй час
3. Привычка смеяться
4. Девочка лет шести
5. Бег наперегонки
6. В нашем доме
7. Выученный урок
8. Гнездо на ветке
9. Птенец перепёлки.
Лингвистическая разминка
Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных
Кофейная чашка
полосатая юбка
ключ от замка
громкоголосый оратор
воронье гнездо
двенадцатираундовый бой
очковая змея
компьютерный стол
медвежья услуга
Чашка для кофе
юбка в полоску
нет синонима
оратор с громким голосом
гнездо вороны
бой в двенадцать раундов
название вида
стол для компьютера
фразеологизм
Прочитайте предложения. Какую особенную закономерность вы заметили?
Афиши и объявления (официально-деловой стиль речи):
Приглашаем на выставку В.А. Гиляровского - летописца Москвы.
Консультация по ОГЭ для учащихся - выпускников 9-х классов состоится 14 марта в 15.00.
Из художественной литературы:
А.С. Пушкин в семье своих дальних родственников на Мясницкой читал «Бориса Годунова» - свою еще никому не известную трагедию. (Ю. Нагибин)
Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! (Н. Гоголь)
Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы. (Н. Гоголь)
Вьется улица-змея. (В. Маяковский)
Из научной литературы:
На фото: улитка-прудовик скользит по поверхности воды.
Вавилонский царевич женился на мидийской царевне - дочери его недавнего врага.
Анализируем , наблюдаем, делаем выводы
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.
Бабушка-старушка из окна глядит.
Врач Сергеева уехала.
Река Дон разлилась.
Озеро Байкал – самое глубокое в мире.
Отец выписывает газету «Комсомольская правда».
Кремль стоит на берегу Москвы-реки.
Река Москва закована в гранит.
В скачках участвовали красавцы кони.
В скачках участвовали кони-красавцы.
Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.
Иван-царевич отправился в путь за красавицей женой.
Приложение
Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Оно дает другое название, характеризующее предмет.
Приложение может давать характеристику предмета, указывая на степень родства, национальность, звание, профессию, название и т.д.
Схема написания дефиса при приложении
Дефис ставится
1) сущ. нариц. + сущ. нариц.
2) сущ. собств. + сущ. нариц.
Нева – река
Тес – великан
Название научных терминов
Рак – отшельник
Бабочка – капустница
Название специальностей
Врач – терапевт
Указывает на возраст,
национальность, родство
Солдат – украинец
Бабушка - чешка
Дефис не ставится
1) сущ. нариц. + сущ. собств.
Река Нева
2) родовое понятие + видовое понятие
Дерево береза
Цветок ромашка
Красавец мужчина (красивый мужчина)
Сравните: мужчина - красавец
Запишите предложения, выделяя в них приложения.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка – зима!.. П.Вяземский
Составьте предложения, используя данные словосочетания
Дуб-великан
ученый-биолог
глазки- бусинки
гриб- красавец
цветок магнолия
Севастополь - город
гостиница «Минск»
Какие из них придают тексту образность и выразительность?
Тестовые задания
1) Найдите ошибку в оформлении приложения:
а) Стала рожь-матушка в колос метаться.
б) Няня рассказала сказку про братца - Иванушку и сестрицу - Алёнушку.
в) В издательстве «Просвещение» появилось много новинок.
г) Вьется улица – змея.
Тестовые задания
2. Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать.
а) имя (название)
б) образ действия
в) звание
г) прозвище
Тестовые задания
3. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены)
а) Мы мальчики собирались иногда группами и шли в лес.
б) Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
в)Мы были в музее А.С.Пушкина великого русского писателя.
г)Мне понравилась повесть Н.Гоголя «Вий»